Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

«Зеркало Карлоса Сантоса»: иммерсивный ужин для тех, кому нужна прожарка well done

ELLE — о новом шоу, где можно помечтать, умереть и поесть

Пространство, в котором поселился загадочный Карлос Сантос (симбиоз Карлоса Кастанеды и Санта Клауса, как объясняют создатели), находится в кулуарах шумной Большой Дмитровки, на которой бутики, рестораны и театры как на ладони. Но не все так просто: прежде чем добраться до «вина в кувшинах», которое за пять минут до начала обсуждают зрители («ну ведь это единственное, что понятно о вашем спектакле»), нужно пройти через арку дома 32 и преодолеть парочку баров и кальянных родом из нулевых. Тут же, в полуподвальном помещении, офис «Золотой маски» — главной российской театральной премии. Кажется, режиссер «Зеркала» Талгат Баталов — семь раз номинированный на нее — обосновался здесь не просто так. Совпадение?

«Зеркало Карлоса Сантоса»: иммерсивный ужин для тех, кому нужна прожарка well done (фото 1)

«Автор идеи — Евгений Кадомский, который первым увидел пространство, а после понял, как все это должно выглядеть, и поделился со мной, — рассказывает Талгат. — Я же позвал в проект писателя Максима Курочкина, и дело пошло. В итоге работа над проектом длилась год. На следующем этапе подключились Оля Никитина — очень талантливый театральный художник, Нарек Туманян — замечательный художник по свету, видеохудожник Дима Соболев, а с актерским телом начал работать Александр Андрияшкин — гуру современного танца. Отдельно хочу рассказать про саунд-дизайн, который сделан силами одного, не побоюсь этого слова, гениального композитора Виталия Аминова, на собственной небольшой студии. Звук — очень важное звено спектакля, это не только погружение и атмосфера, но и главный проводник в мир «Зеркала Карлоса Сантоса».

«Зеркало Карлоса Сантоса»: иммерсивный ужин для тех, кому нужна прожарка well done (фото 3)

Талгат Баталов

Идем дальше: над самой дальней дверью вы заметите красный круг — вам туда. Ныряете в маленький лифт, в котором на всех языках повторяют что-то про шоу — запомните эти голоса, они будут сопровождать вас на протяжении следующего часа. Белый ресепшн напоминает отрывок из рождественской серии «Черного зеркала» — ослепительный минимализм и чистота давят, а девушка, встречающая вас, похожа на всемирно известную женщину-робота Софию. Зато следующая комната — настоящая приемная психолога. Именно здесь вы можете позволить себе размякнуть в кожаном кресле и задаться вечным вопросом: «А чего я на самом деле хочу?». И как только возьмете в руки карандаш и бумагу — найдете ответ, даже если раньше не получалось (и даже если вы отчаянный скептик, которому сложно согласиться на подобную авантюру).

Спокойствие сменяется небольшой тревогой в следующем помещении, где вам предстоит переодеться в серую униформу. Однотипные плащи и маски стирают внешность, статус, настроение других гостей, так что теперь все 12 человек — как один. И все, что вам остается, — считывать собственные реакции, задавать вопросы лишь самому себе (поговорить с соседом не получится, разве что коснуться его влажной ладошки), слушать и наблюдать.

«Зеркало Карлоса Сантоса»: иммерсивный ужин для тех, кому нужна прожарка well done (фото 5)

«Современный человек отчаянно нуждается в доступном способе шагнуть за рамки ежедневного опыта, — продолжает Баталов. — Ему нужна дверь в себя, возможность быстро и эффективно столкнуться с реальностью внутреннего диалога, услышать, как шумит кровь (буквально), осознать силы, управляющие его днями. Мы решаем похожую задачу. Но мы театр, а не церковь. Наши манипуляционные практики невинны, хоть и более наглядны. Мы проводим человека через серию комнат-состояний, чтобы активировать его скрытые ресурсы счастья и запустить программу реализации отложенных или забытых внутренних целей. Счастье — цель. Инструмент — одиночество. Понимаете, именно одиночество является „нефтью будущего“. Уже сейчас корпорации, управляющие одиночеством и способами избавления от него, вырываются в лидеры глобального бизнеса».

«Зеркало Карлоса Сантоса»: иммерсивный ужин для тех, кому нужна прожарка well done (фото 7)

Действительно, как шумит кровь, вы услышите (ситуаций будет достаточно), особенно (спойлер) по пути в морг. Но сначала придется пройти через весь спектр ежедневных эмоций, усиленных в десять раз: надоевший быт и непримиримость с ним, раздражение от рутинной работы и страх двигаться дальше, пульсирующее сексуальное желание, стыд и скованность, столкновение с собой и невозможность достучаться до себя настоящего, потеря ориентиров и поиск смысла жизни, паника и страх. А затем — смирение и расслабление. Еда? Да подождите, вас ведь еще на официальном сайте предупредили — все это в финале, так что никаких гастрономических отсылок (кроме пирога в первом действии — и тот не для вас) не будет. Да и ведь это логично — искусство пробуждает аппетит: в классическом театре вы в антракте стоите в очереди за заветревшимся бутербродом, а здесь уже через час пируете вместе с другими испытуемыми.

Невозможно не отметить тонкую иронию, которую в одной из последних комнат вдруг выплескивают вам в уши (в прямом смысле — вы же в наушниках). Кажется, именно ее не хватает, чтобы закольцевать все увиденное и прочувствованное: будете тихо хихикать, подслушивая чужой шепот, и непременно соглашаться. Ведь по сути это именно то, что вы расскажете друзьям по возвращении в свою перевернутую с ног на голову рутину.

«Зеркало Карлоса Сантоса»: иммерсивный ужин для тех, кому нужна прожарка well done (фото 9)

«Мы используем все приемы смыслового воздействия: поляризацию, иронию, отстранение, конфликт масштабов, переодевание, игру с предметами и стробоскоп. Человек, прошедший через наши комнаты, действительно не сможет остаться прежним. Он будет вынужден наконец дать ответ на золотой вопрос всех тренингов личностного роста: „Чего ты хочешь?“. И станет счастлив. Но даже это не главное».

А главное для каждого свое. Не ищите в этом общий смысл — это не классическая «Белая гвардия» на сцене МХТ и даже не замусоленные московской публикой «Вернувшиеся», которые в своем жанре, безусловно, великолепны. Просто вы находитесь в помещении, где нет ничего лишнего — вас не отвлекает реквизит и бесконечные лестничные пролеты, вам на пятки не наступают сотни других зрителей. И если говорить об иммерсивности, жанре, который заманивает вас «новыми эмоциями и ощущениями», а в итоге вы получаете атмосферу, запахи и звуки, но не всегда обещанное повышенное давление, то здесь сердечко стучит, а мозг начинает работать. И есть только вы и потолок, вы и зеркало, вы и мансардное окно, вы и вы. Ну и несколько симпатичных актеров («Их я выбирал интуитивно», — добавляет Талгат), которые станут вашими проводниками по закоулкам собственного сознания. К тому же отведенного времени на это путешествие более чем достаточно, чтобы понять, зачем вы здесь, но одновременно остается зудящее чувство «открытого финала».

«Что ищет зритель в современном театре? В этом вопросе как в сексе: классика-классикой, а экспериментировать-то хочется».
«Зеркало Карлоса Сантоса»: иммерсивный ужин для тех, кому нужна прожарка well done (фото 11)

Итак, заветная бумажка с желаниями (подглядели за одним из зрителей — загадал похудеть на 15 килограммов) не просто так томится в кармане вашего «охотничьего» наряда — их вы отправите сбываться в предпоследней комнате. Только сначала придется сыграть в еще одну незамысловатую игру, чтобы проверить, как у вас складываются отношения с главным человеком в жизни — догадались с кем? Наверное, больше всего в «Зеркале» цепляет нацеленность на здоровый эгоизм, который сегодня в тренде.

«Зеркало» — еще одно доказательство того, что если бы люди умели задавать друг другу (и себе) правильные вопросы, то им не нужны были бы тренинги личностного роста и сеансы у психотерапевтов.

Что ж, теперь вы, начиненные эмоциями, готовы к ужину, в котором снова будете искать скрытый смысл. Но расслабьтесь, его нет, просто от еды мы получаем такое же удовольствие, как и от удовлетворения любых других потребностей. Да и новые впечатления нужно непременно заесть и запить — так уж устроен человек.

«В Москве люди очень мало общаются с друг другом, мы же просто хотели собрать их за одним длинным столом, чтобы они делились впечатлениями, разговаривали и выпивали вместе».

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз