История создания самого красивого Демона в изобразительном искусстве.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Не только творчество, но и вся жизнь этого художника эксцентрична и таинственна: непредсказуемые поступки, безответная любовь, психическое расстройство, страх, внутренние демоны, критика, ненависть — это лишь небольшой список того, что пережил художник на пути к всеобщему признанию.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске в семье военных, учился в гимназии, поступил на юридический факультет в Петербурге и не задумывался о карьере художника. Лишь во время обучения в университете у юного Врубеля появился интерес к литературе, философии, театру, он начал поиски себя и своего предназначения. Тогда же начал рисовать простые иллюстрации к книгам, занимался репетиторством и гувернерством.

М. А. Врубель «Автопортрет с жемчужной раковиной», 1905
М. А. Врубель «Автопортрет с жемчужной раковиной», 1905

В 24 года Врубель окончил университет и поступил вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. В своих письмах к сестре Екатерине художник называл этот период одним из лучших в жизни и тепло отзывался о своем наставнике Павле Чистякове. Набравшись опыта в Академии, но не закончив обучение, в 1883 году Врубель по приглашению известного археолога Адриана Прахова отправился работать в Киев.

В Киеве художник задержался на пять лет: занимался реставрационными работами в Кирилловской церкви и Софийском соборе, вел бурную светскую жизнь, пережил сильную влюбленность к жене своего работодателя, а затем и творческий кризис.

На фоне неразделенной любви художник ушел в себя, начал наносить себе физические увечья и страдать депрессией. Именно в этот период Врубель начал одну из первых работ, изображавшую фигуру демона. Отец Врубеля, который приехал навестить сына, увидел незаконченную картину и назвал демона, сидящего на фоне гор, «злым и отталкивающим». Врубель не стал продолжать работу над картиной и вскоре после отъезда отца, утомившись от душевных терзаний и творческого застоя, решил вернуться в Москву.

М.А. Врубель «Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви в Киеве
М.А. Врубель «Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви в Киеве, 1885

«ДЕМОН СИДЯЩИЙ»

Именно в «московский период» Врубелю представилась возможность в полной мере реализовать своих демонов, которые впоследствии стали основной темой его творчества и принесли ему известность.

Началось все с того, что в 1890-м году художнику предложили сделать иллюстрации к юбилейному двухтомнику М. Лермонтова. Несмотря на то, что над книгой работали и другие иллюстраторы, именно черно-белые зарисовки неизвестного тогда Михаила Врубеля вызвали бурную реакцию общественности и критиков. Некоторые называли его иллюстрации грубыми и уродливыми, другие обвиняли в карикатурности, третьи находили демона просто нелепым.

М.А. Врубель, Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», 1890-е
М.А. Врубель, Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», 1890-е

Но мнение критиков не остановило Врубеля, почти параллельно с иллюстрацией поэм Лермонтова он начал работу над картиной «Демон сидящий». В письмах своей сестре художник говорил: «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демонического“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

М. А. Врубель, «Демон сидящий», 1890 г.
М. А. Врубель, «Демон сидящий», 1890 г.
Фото
Государственная Третьяковская Галерея

Действительно, на картине мы видим вовсе не демона, а чувственную и сильную фигуру юноши. Печальный взгляд направлен вдаль, сцепленные пальцы рук и поникшая голова выдают отчаяние и тоску, печальные глаза и взгляд, устремленный куда-то вдаль, указывают на человеческую сущность. Кажется, что демон Врубеля познал простые радости человеческой жизни и не находит себе места. Он потерял покой и начал скитаться в поиске ответов, в поиске освобождения.

Врубель тщательно работал над фигурой демона, постоянно стирал одни краски и накладывал другие, поправляя позу, выражение лица и детали. Так же скрупулезно художник прорабатывал задний план. Он собирал фотографии горных пейзажей, изучал каждую и пытался найти самый подходящий фон для мрачной фигуры сидящего демона. За спиной демона можно увидеть необычные цветы — они напоминают кристаллы разных оттенков и словно превращают картину в один большой драгоценный камень. Эту технику «кристаллической» живописи Врубель перенял у своего учителя в Академии художеств П. Чистякова: краска наносилась мастихином (прим. металлическая лопатка для удаления лишней краски) плоскими, широкими и короткими мазками, создавая эффект мозаики.

М. А. Врубель, «Демон сидящий», 1890 г.
М. А. Врубель «Демон сидящий», 1890 г.
Фото
Государственная Третьяковская Галерея

В образ демона-юноши автор вкладывал не зло и порочность, а тоску, страдание и даже трогательные женские черты. Об этом он также рассказывал в письме: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый. Весь его облик наполнен силой: мускулистое тело, крупные черты лица и волевой подбородок, мощная шея контрастируют с огромными печальными глазами и по-женски чувственным ртом».

В результате получилась работа, которая поражает своей глубиной и загадочностью. Люди, которые впервые знакомятся с «Демоном сидящим» и не знают, что перед ними изображение злого по своей сути персонажа, даже испытывают к нему симпатию. А прочитав название на табличке, искренне удивляются и начинают искать отталкивающие черты. Это значит, что М.А. Врубель смог наделить своего героя качествами такими противоречащими и сложными, что они ставят нас перед выбором — сострадание или презрение, любовь или ненависть. Но так или иначе, нам передаются сомнения и душевные терзания «демона», ровно как и его тоска по миру, где он не смог найти себе место.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • Врубель был не только блестящим живописцем, но также занимался декоративно-прикладным искусством. Среди его работ — скульптура, керамические вазы, декорации для спектаклей и даже архитектурные проекты.

  • Демоны преследовали художника всю жизнь. В 1899 году он написал «Демона летящего», а через два года «Демона поверженного». «Демон поверженный» также находится в Третьяковской галерее, а «Демон летящий» — в Русском музее Санкт-Петербурга.

М. А. Врубель, «Демон поверженный», 1902 г.
М. А. Врубель «Демон поверженный», 1902 г.
  • М.А. Врубель был женат на оперной певице Надежде Забела. Их единственный сын Савва родился с заячьей губой, в возрасте двух лет сильно заболел, и его не удалось спасти. Врубель успел написать большой акварельный портрет шестимесячного сына в коляске.

М.И. Врубель «Портрет сына», 1902 г.
М.И. Врубель «Портрет сына», 1902 г.
  • М. Врубель часто исправлял свои картины и иногда даже портил их. Когда «Демон поверженный» принимал участие в выставке, Врубель каждое утро, пока мало посетителей, приходил и стирал одни краски, накладывал другие, бесконечно поправляя задний план и позу героя.

  • Художник часто страдал от депрессий и психических расстройств. После болезни и смерти сына у Врубеля диагностировали третичный сифилис и маниакально-депрессивный психоз. Началась затяжная болезнь и лечение в различных клиниках. В 1910 году М.А. Врубель скончался на 54-м году жизни.