В ноябре 2019 года Музей «Гараж» запустил онлайн-платформу Garage Digital. Импульсом к этому стало понимание того, что сегодня музею необходимо особое «не-место», где можно показывать и изучать искусство, неразрывно связанное с цифровой реальностью и технологиями. Такое искусство, для которого виртуальное пространство является единственно реальным. Возникло ощущение, что художественные работы, технически или идейно проистекающие из виртуальности, «теряются» в музейных стенах, урезаются до какого-то минимального формата. Тогда как онлайн-среда дает возможность выстроить подходящие произведению интерфейс и навигацию, не втискивая его в рамки физической площадки и реального времени.

Новая реальность: виртуальный проект Джеймса Ферраро и Эзры Миллера (фото 1)
Garage Digital

На момент запуска платформы едва ли можно было представить, что через три месяца дистанционный способ восприятия искусства (как и многого другого) временно станет единственным доступным. И несмотря на то, что сейчас интернет-ресурсы стали очень актуальны, важно помнить, что Garage Digital — не альтернатива привычному музейному пространству, а скорее дополнительное измерение, где произведения находят для себя органичную среду и репрезентацию.

Одним из первых проектов на платформе стала совместная работа Xerces Blau музыканта Джеймса Ферраро и медиа-художника (не актера!) Эзры Миллера — именно о ней хочется вспомнить, когда наша жизнь в условиях карантина и самоизоляции в некоторых аспектах стала максимально информационно-насыщенной и онлайн-ориентированной.

Произведение Xerces Blau — музыкальное видео в четырех частях — было создано внутри экологической повестки, которой была посвящена выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100», проходившая в «Гараже» с июня по декабрь 2019 года. Авторы работы пустились в размышления о планете и цивилизации, жизнь которых каждый день подвергается опасности и может оказаться столь же мимолетной, как жизнь бабочек Glaucopsyche xerces, вымерших из-за урбанизации.

Новая реальность: виртуальный проект Джеймса Ферраро и Эзры Миллера (фото 3)

Сегодня на передний план выходит еще один аспект этой работы, связанный, скорее, с экологией сознания и эмоций. Видеоряд Xerces Blau был создан при помощи генеративно-состязательных сетей — компьютерных алгоритмов, генерирующих изображения. В получившемся ролике читаются самые разные кадры — от снимков цветов и бабочек, цитат из истории искусства и поп-культуры до тревожных примеров катаклизмов и техногенных катастроф. Перемешиваясь и накладываясь друг на друга, визуальные материалы с эффектами цифровых помех в сочетании с музыкой Ферраро создают весьма напряженное ощущение информационной насыщенности, перегруза. Такая картинка в целом очень напоминает усилившийся в условиях самоизоляции эффект продолжительного скроллинга новостных лент, мелькающих фактов, кадров и текстов, а также регулярных совещаний, вечеринок и тренировок, проходящих на неизменном экране монитора.

Новая реальность: виртуальный проект Джеймса Ферраро и Эзры Миллера (фото 5)
Новая реальность: виртуальный проект Джеймса Ферраро и Эзры Миллера (фото 6)
Джеймс Ферраро, Эзра Миллер. Xerces Blau. 2019

Это сравнение призвано подчеркнуть, что в определенные моменты информация, средства коммуникации и технологии обретают двойное значение. С одной стороны, они становятся крайне важными, объединяя и поддерживая, но вместе с тем имеют свойство переполнять и вытеснять.

На платформе Garage Digital Музей изучает это и многие другие проявления современной информационной и цифровой действительности в современной художественной практике, и вместе с тем осваивает и осознает это неосязаемое, но очень насыщенное пространство виртуального, которое внезапно стало для всех нас новой реальностью.