Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве

5 фактов об абстрактной живописи, которыми можно произвести впечатление на друзей и знакомых

Абстрактная живопись считается одной из самых естественных форм визуального самовыражения, так как позволяет художнику свободно раскрывать персональное видение мира и без нужды заключать его в формы объективной реальности.

Откуда взялась эта смелая манера, кто создал главные шедевры и как в простых словах блеснуть знаниями об абстрактном искусстве в светской беседе — предлагаем узнать из краткого гида в пяти пунктах.

Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве (фото 1)
Работа Марк Ротко в музее

Факт #1. Абстрактное искусство отображает эмоции, а не реальность

Художники абстракт-арта используют язык форм, цветов, линий и фигур для передачи чувств и переживаемых эмоций, что, в свою очередь, провоцирует появление собственных эмоций у зрителя, разглядывающего полотно. Абстрактное, или, как его еще называют, беспредметное, искусство зародилось в Европе и США на рубеже XIX и XX веков в пику классическому и традиционному, ориентированному на реалистичное отображение окружающей действительности в живописи и скульптуре. Новая арт-манера в среде художников интерпретировалась как «чистое искусство», поскольку в полной мере воплощала идею художника, в отличие от натуралистичного (то есть понятного публике) копирования объектов окружающего мира.

Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве (фото 4)
Квадраты с концентрическими кругами, Кандинский, 1913

Одна из основных целей абстракционизма — гармоничное изображение цветовых сочетаний и геометрических форм, передающее полноту и завершенность композиции. Характер художественного языка основан на авторском представлении самых сокровенных мыслей в виде безгранично творческого изображения эмоций, воспоминаний, внутренней борьбы, духовных убеждений на холстах или в скульптурах.

Поскольку почти все, что может быть интерпретировано буквально, на таких картинах отсутствует, зритель получает возможность использовать личный опыт, чтобы оживить полотно. Это делает абстрактную живопись очень субъективной и объясняет, почему вы и ваша подружка имеете кардинально противоположные мнения о картине, у которой вы не можете сдержать слез, в то время как она потешается, что «трехлетняя племянница Маринка нарисовала бы такое одной левой».

Факт #2. Первую абстрактную картину написал русский художник

Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве (фото 8)
Ив Сен-Лоран создал несколько шерстяных мини-платьев с принтом на основе картин Пита Мондриана

Годом рождения абстракт-арта считается 1910-й, когда русский художник Василий Кандинский, будучи в Германии, создал первую абстрактную акварель, которая сейчас находится в Национальном музее Грузии. Тем самым он открыл абстракционизм для мирового искусства и, по его собственному мнению, приравнял живопись к музыке, наделив визуальное воплощение свободой, применимой прежде лишь к звуковым сочинениям.

Среди первых значимых абстракционистов исследователи называют также автора «Черного квадрата» Казимира Малевича и голландца Пита Мондриана с его разноцветными решетчатыми матрицами. Развитие абстрактной живописи впоследствии объединило многие направления, включая фовизм, орфизм, кубизм, супрематизм, экспрессионизм.

Важным для абстрактного искусства является отказ от трехмерной перспективы, которая встречается как в фовизме, так и в орфизме. Фовизм изображает конкретные объекты в интенсивных произвольных цветах, в то время как орфизм характеризуется яркими пятнами, а не фигуративными воплощениями. Например, Анри Матисс был знаменитым фовистом, и его работа «Зеленая полоса» (портрет жены художника на фоне разноцветных блоков) демонстрирует характерный стиль направления. Чтобы узнать больше о принципах орфизма, стоит обратиться к творениям Роберта Делоне и Джорджии О’Кифф.

Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве (фото 12)
Анри Матисс «Зеленая полоса»

Кубизм, в свою очередь, стремился изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ прямолинейных фигур, напоминающих живую натуру. Яркие примеры кубизма — ранние работы Пабло Пикассо. Русский супрематист Казимир Малевич усилил плоскостность кубизма, акцентируясь в своих работах на цветных геометричных фигурах на чистом белом фоне.

Для абстрактных экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения здесь преобладает над изображением, а работы передают непосредственные действия живописцев, будь то разбрызгивание краски по полотну, чем увлекался Джексон Поллок, или агрессивные мазки Виллема де Кунинга. Как и другие абстрактные живописцы, эти художники подчеркивали важность цвета и то, как творчество согласуется с их собственными эмоциями, выражаясь в силуэтах и форме.

Факт #3. Нейроэстетика подтверждает ценность абстрактного искусства

Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве (фото 16)

Наука, придуманная в 1990-х нейробиологом Семиром Зеки и официально признанная в 2002-м, занимается внедрением научной объективности в понимание искусства. Ряд нейроэстетических исследований, изучающих связь между объектами, изображенными в картине, и последующим воздействием на мозг, обнаружил, что человеческое сознание распознает замысел произведений абстрактного искусства и намерение художника, сподвигнувшее его на конкретное произведение. Таким образом, даже если вы думаете, что линии и цветные квадраты на картинах Мондриана ни о чем вам не говорят, подсознательно вы считываете заложенную в них информацию.

В исследовании, проведенном Анджелиной Хоули-Долан, группа добровольцев рассматривала пары картин: одна из «дуэта» была творением известного абстракциониста, а другая — рисунком любителя или каракулями шимпанзе. В испытании было установлено, что большинство предпочитает работы настоящих художников, что дает ученым основание полагать, что зритель способен ощущать и ценить самую что ни на есть абстрактную идею художника, выражаемую на картине.

Факт #4. Знаменитым абстракционистам часто выпадают трагические судьбы

Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве (фото 20)
Джексон Поллок и его картина

Американский художник Джексон Поллок, один из пионеров абстракт-арта, устроивший настоящую революцию в мире искусства своими «капельными» картинами и гигантскими холстами, боролся с алкоголизмом большую часть жизни, вплоть до дня смерти, угодив в аварию в предсказуемо нетрезвом состоянии. Марк Ротко, еще одна значительная фигура абстрактного экспрессионизма (тоже, кстати, русский эмигрант), покончил жизнь самоубийством в собственной студии, устав сражаться с нездоровьем и разваливающимся браком. Таким образом, можно предположить, что смутное прошлое способствует мощи работ художника и их славе в долгосрочной перспективе.

В 2006 году холст Поллока «№ 5, 1948», покрытый растекшимися каплями коричневой и желтой краски, был продан голливудским магнатом Дэвидом Геффеном мексиканскому коллекционеру Давиду Мартинезу за 140 млн долларов США, став одной из самых дорогих картин в истории живописи.

Факт #5. Шедевры абстрактного искусства — отличная инвестиция

Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве (фото 24)
Василий Кандинский - Композиция VII

Если вы не располагаете бюджетом для приобретения работ Ротко или Кандинского, не беда. Покупка оригинального современного (читай: вневременного) произведения искусства от пока что не знаменитого, но дико талантливого автора придаст вашей гостиной дополнительное измерение и энергию. Размер, цвета, формы, линии и текстура картины — вот моменты, которые надо иметь в виду, выбирая шедевр, чтобы украсить жилище и удивлять гостей. Кто знает, может быть, ваши внуки выставят эту картину на Сотбис за миллионы покруче, чем удалось собрать забрызганному краской холсту Поллока.