День рождения Квентина Тарантино — подходящий повод освежить в памяти восемь его лучших фильмов и саундтреков к ним.

Квентин Тарантино
Квентин Тарантино

Среди номинантов предстоящей церемонии «Оскар», которая пройдет сегодня ночью, фильмов Тарантино нет. Но ему вполне хватает своих заслуг и наград. Кстати, оскаровская номинация, доставшаяся композитору «Омерзительной восьмерки» Эннио Морриконе — еще одна причина вспомнить, насколько выдающихся картин именинника с саундтреками, которые стали вошли в историю. Будь у «Оскара» категория «Лучшее использование музыки в фильме», великий компилятор QT в ней первенствовал бы уже раз пять или шесть. Но поскольку такой категории у «Оскара» нет, самые яркие музыкальные моменты из фильмов Квентина выбрал кинокритик ELLE Сергей Степанов.

№10 Эннио Морриконе feat. Элиза «Ancora Qui»

(«Джанго освобожденный»)

С этого момента началось исполнение заветной мечты Тарантино. Его кульминацией может (и, откровенно говоря, должен) стать композиторский «Оскар» для Морриконе, в саундтрек к «Джанго освобожденному» вбросившего пробный шар — оригинальную (и вполне выдающуюся) песню, озвучившую проходную сцену сервировки барского стола.

№9 Urge Overkill «Girl, You'll Be a Woman Soon»

(«Криминальное чтиво»)

Канонический эпизод классического фильма: пока наемник Винсент Вега (Джон Траволта) разговаривает с зеркалом, убеждая его в том, что лояльность — это важно, ветреная жена его босса (Ума Турман) танцует под кавер-версию песни Нила Даймонда, ставшую главным хитом в 30-летней карьере группы Urge Overkill, и находит в пиджаке Винсента кое-что интересное.

№8 Дэвид Боуи «Cat People (Putting Out Fire)»

(«Бесславные ублюдки»)

Выдающаяся реанимация отличной песни, много лет назад захороненной на финальных титрах одноименного («Люди-кошки») эротического триллера, в свою очередь являвшегося ремейком еще более древнего хоррора. Вскоре после «Cat People» фильм превратится в откровенный балаган, но пока Шошанна (Мелани Лоран) воинственно красится под песню великого Боуи, в нем прекрасно все.

№7 The George Baker Selection «Little Green Bag»

(«Бешеные псы»)

Песня, с которой все начиналось: бойкий сингл никому не известных голландцев, последовавший прямиком за диалогом в дайнере (тем самым, об истинном содержании «Like a Virgin» Мадонны и культуре ресторанных чаевых) и озвучивший поочередное, в замедленной съемке, представление всех героев дебютного фильма Тарантино.

№6 Бобби Уомак «Across 110th Street»

(«Джеки Браун»)

Еще одна песня с начальных титров — возможно, самых запоминающихся в фильмографии режиссера (сначала плывущая, а затем бегущая по аэропорту Пэм Гриер побеждает и «Бешеных псов», и «Misirlou» из «Криминального чтива»). Как и «Cat Power», песню Уомака QT позаимствовал из одноименного чужого фильма — в основополагающей для «Джеки Браун» стилистике blaxploitation.

№5 Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich «Hold Tight»

(«Доказательство смерти»)

Грандиозный водораздел самого недооцененного из фильмов Тарантино — сцена, в которой загадочный Каскадер Майк (Курт Расселл) перестает ходить вокруг да около и наглядно демонстрирует, в чем состоит его интерес к шумным девичьим компаниям. К несчастью первой из них, девушки в это время экстатически жмурились под пружинистые аккорды «Hold Tight».

№4 Santa Esmeralda «Don't Let Me Be Misunderstood»

(«Убить Билла»)

Если не кульминационный, то красивейший из моментов первой, «восточной» половины тарантиновской дилогии мести — где Ума Турман и Люси Лью орудуют самурайскими мечами в сказочном японском саду, а в кадре при этом звучит одна из главных песен Нины Симон в вызывающе карнавальной версии франко-американской диско-латино-группы.

№3 Stealers Wheel «Stuck in the Middle With You»

(«Бешеные псы»)

Первая из сцен, сделавших режиссеру имя: обманчиво хладнокровный психопат и садист Мистер Блондин (Майкл Мэдсен) планирует и исполняет пытку над привязанным к стулу полицейским — не затем, чтобы выведать у него что-то ценное, а исключительно в целях собственного увеселения. Танцуя под эту самую — звучащую в эфире выдуманной Квентином радиопередачи — песню.

№2 Чак Берри «You Never Can Tell»

(«Криминальное чтиво»)

И снова Винсент Вега (Траволта), и снова миссис Мия Уоллес (Турман) — уже после разговора о пятидолларовых милкшейках и неловкого молчания, но за час-другой до «Girl, You'll Be a Woman Soon». Момент, когда Джон Траволта решительно вернул себя былую славу — все ради того, чтобы спутница его героя выиграла трофей за лучший танец в стиле твист.

№1 Эннио Морриконе «Demise of Barbara / The Return of Joe»

(«Убить Билла»)

Прежде чем уломать своего любимого композитора на сочинение оригинального саундтрека, Тарантино использовал музыку Морриконе в четырех других фильмах. Но нигде и никогда со времен спагетти-вестернов Леоне эта музыка не звучала так пронзительно и к месту, как во второй, переезжающей на Дикий Запад части «Убить Билла». Когда дело доходит, наконец, до титульного поступка, головореза Билла не жалко только тому, у кого нет сердца.