Плейлист на выходные: афрофутуризм

Мы знаем, под какие мотивы начнется ваше лето

В Москву с концертом приезжают Sun Ra Arkestra — уже сегодня они выступят на открытии летней программы на «Стрелке». Так что готовьтесь: скоро вас накроет волна афрофутуризма. Если коротко, то это философия и эстетика, которая рассматривает темы и идеи африканской диаспоры через призму технокультуры и научной фантастики. Специально для ELLE эксперт «Стрелки» Влад Илькевич рассказал обо всех представителях подобного направления в музыке.

Sun Ra Arkestra

Неизменно облаченный в наряды в стиле Древнего Египта, вокалист Sun Ra Arkestra, Герман Пул Блаунт, называет себя пионером обращения одновременно к истокам африканской культуры и романтике космического века. Ему удалось создать вокруг своей персоны мифологический нарратив, подкрепленный авангардным творчеством на стыке джаза и экспериментальной музыки. Блаунт всю жизнь рассказывал о телепортации на Сатурн и общении с пришельцами, вдохновившем его бросить колледж. Взяв имя Sun Ra в честь египетского бога солнца и отрицая свою «прошлую жизнь» простого смертного, он начал говорить с людьми через музыку. Сегодня он собирается поговорить с вами. Готовы?

Эрика Баду

Дебютный альбом Эрики Baduizm вышел в 1997 году. Когда Баду записывала пластинку, она впервые осмыслила и приняла свое африканское наследие. В альбоме Эрика разделяет теологию народа богов и земель — религиозного движения, заявляющего о божественности темнокожего населения как прародителей человечества. Созданный под влиянием соула и фри-джаза, Baduizm обращается и к темам истории расизма в Америке, утраты темнокожим сообществом своей идентичности и роли женщины в нем. Обширные наблюдения и высказывания на тему институционального расизма перемежаются с призывами обратиться к корням: «Они не знают своего языка, они не знают своего бога», «Я в поиске чего-то нового, ищу внутри себя, ищу внутри вас».

Жанель Монэ

Жанель создала вокруг себя миф уже к выходу дебютного мини-альбома в 2007 году: андроида по имени Синди Мейуэзер преследуют за отношения с человеком, поэтому она подлежит уничтожению. Вдохновившись эстетикой «Метрополиса» Фрица Ланга, историей расизма и развитием технологий, Жанель выстроила сюжет, который исследует идеи классовой принадлежности и предрассудков. «Андроиды — новые „другие“, — поясняла она в интервью. — Все мы чувствуем себя „другими“ в какой-то момент». С релизом первой полноразмерной пластинки The ArchAndroid она получила от критиков сравнения с Боуи, Принсом и Sun Ra.

Kelis

В 2010 году Келис, свободная от бывшего мужа-насильника, неудачного контракта с бывшим лейблом и беременная своим первым ребенком, выпустила свой самый неоднозначный альбом Flesh Tone. Пластинка была полностью основана на тогда сомнительно «крутых» для электронной танцевальной музыки Бенни Бенасси, Дэвида Гетты и will.i.am. Певица обогнала время и сделала ход конем, оценить который музыкальные критики смогли только годы спустя. Визуальное сопровождение альбома (как и совместного с Беннасси сингла Spaceship) было выстроено вокруг хорошо сочетавшегося с электронным звуком футуризма.

Solange

Третий альбом Соланж A Seat at the Table, наряду с темами отчаяния и одиночества, также затрагивает идеи эмпауэрмента. «Куда мы решили уйти, / Через что мы прошли, чтобы понять, / Они не представляют, — проповедует Соланж. — Сделали эту песню, чтобы наступил ваш черед». В мини-турне 2017 года певица отправилась с перфомансом под названием «Восход Ориона», в котором переосмыслила себя как темнокожую реинкарнацию древнегреческого героя и наоборот. Продолжая исследовать эстетику космического после выступления на Saturday Night Live в солнцеподобном головном украшении на фоне имитирующих затмение декораций, она обставила сцену как пространство под огромной «луной» между двух пирамид. А Sun Ra Arkestra выступили у нее на разогреве.

Бейонсе

Пусть старшая из сестер Ноулз тоже заигрывала с образами андроида из ланговского «Метрополиса» в эпоху своего третьего альбома, всерьез рассматривать ее творчество в разрезе афрофутуризма стали лишь с выходом ее видеоальбома Lemonade в 2016 году. Альбом был построен вокруг измены ее мужа, так что с помощью пластинки она пришла и к другим темам: от сексизма, расизма и самообесценивания до дефицита женского единства — все это через рефлексию, модель Кюблер-Росс и обращение к африканским корням. Альбом стал беспрецедентным и запустил волну феминизма и общественную полемику о роли темнокожей женщины в мире. Тематика альбома нашла продолжение годом позже в их совместной с Джей Зи песне Family Feud. Клип на нее показывает Америку будущего с двумя президентами (мужчина и женщина из расовых меньшинств). Сидя в исповедальне, Джей Зи не только признает свои грехи, но и резюмирует: «Никто не в выигрыше от ссоры в семье» — хотя показатели продаж билетов в их второй совместный тур On the Run II говорят об обратном.