Историю клипа «This is America» можно рассказать по-разному. Например, начать с того, что всего за пару дней случились рекордные миллионы на Youtube и в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) (лайки и просмотры — самая ликвидная валюта наших дней), респекты сильных мира сего и редкое признание авторитетных критиков. Коммерческий успех тем интереснее, что речь идет о формате «18+» и проблемах насилия и расизма в сюжете. Даже тех, кто изрядно устал от социальных тем, настигла магия этого феномена. От просто классно сделанного продукта шедевр отличает настоящая полифония значений, и чем больше раз просматриваешь ролик, тем большие смыслы появляются на выходе. Не случайно разборы клипа в сети стали любимым жанром критиков всей мастей — его раскладывают на атомы, не уставая удивляться, как мощно ЭТО сделано.

На репите: Childish Gambino - This Is America (фото 1)

Кстати, исполнитель Чайлдиш Гамбино — не новое имя. Под этим псевдонимом скрывается Дональд Гловер — остроумный стэндап-комик, музыкант, актер и автор высоко оцененного критиками сериала «Атланта». Но то, что сделал сейчас, безусловно, стало главной его творческой победой.

Попробуйте посмотреть клип несколько раз. Сначала вы увидите очень модный видеоряд, нестандартную хореографию, моментами повторяющую движения из клипов Рианны, Дрейка, Blocboy JB — и межрасовый апокалипсис в сюжете, где играючи убивают выстрелом в упор, продолжая танцевать. Художественные средства Гамбино напоминают тарантиновские — трепет по отношению к оружию на фоне абсолютного пренебрежения к человеческой жизни. Вот человек уносит оружие, бережно завернув его в красную ткань, в то время как тела убитых остаются на земле. Кого это вообще волнует?

Смотрим клип снова. Расстрел хора напоминает шутинг в Южной Каролине, когда 21-летний белый парень расстрелял 9 темнокожих прихожан местной церкви. Далее отсылка к Джиму Кроу –комическому персонажу, ставшему лицом законов о расовой сегрегации. Помимо событий из истории США и символов поп-культуры появляются даже цитаты Библии. Топиков становится все больше и больше — расизм, суицид, ношение оружия, помешательство на социальных сетях и т. д. И порой это бесшовные, невидимые на первый взгляд вещи: например, если присмотреться к танцу молодых людей в школьной форме, можно увидеть на заднем плане забастовку (беспорядки — новая социальная норма США), горящую машину (линк на Филандо Кастиля, убитого полицией), фигуру в капюшоне на белом коне, олицетворяющую одного из всадников Апокалипсиса. 

На репите: Childish Gambino - This Is America (фото 7)

Ну и самые внимательные заметят снимающих на своих смартфоны тинейджеров. В этот момент звучит «This a celly (ha)/That’s a tool (yeah)». Celly — мобильный, Tool на сленге — оружие. Одни называют этот отрывок отсылкой к убийству безоружного афроамериканца Стефана Кларка, другие считают, что идея еще глубже — мобильный телефон выступает в качестве оружия, инструмента и главного проводника всех смыслов современного мира.

Шифры и коды — это то, что делает любое произведение многомерным. При этом аллюзии и реминисценции в данном кокнкретном случае не только чисто американские — лично я верю в теорию архетипов и великие смыслы, поэтому даже не самые знакомые образы считываются интуитивно.

На репите: Childish Gambino - This Is America (фото 7)

И да — очень важная интонация. Здесь нет пафоса, жестких диагнозов, прямых вопросов и ответов, из нас не вышибают слезу, нами не манипулируют. Скорее даже есть очень тонкая ирония на тему того, что мы живем в мире псевдодемократии, после пост-модернизма, в мире, где все сказано миллион раз и где традиционными средствами рассказывать великие истории сложнее. А еще в этих интонациях есть многомерность, которая вместо лозунгов о правах напоминает тонкий стеб, смысл которого можно свести примерно к следующему: сегодня за слово на букву N уважаемый человек может быть уволен из собственной компании, но при этом реальная, не показнаяя, цена человеческой жизни (особенно жизни тех, за чьи права мир отчаянно борется) абсолютно ничтожна.