Куда идти теперь, когда самоизоляция закончилась? Смотреть гигантский деревянный конструктор Ербосына Мельдибекова

Куратор проекта Андрей Мизиано рассказал ELLE о Ербосыне Мельдибекове, его конструкторе и принципе, по которому он собирается

Музей «Гараж» вместе со всей страной медленно, но верно выходит из самоизоляции. С 1 июня по всей России открываются городские парки — в этой связи команда Музея представляет масштабную инсталляцию «Трансформер» казахского художника Ербосына Мельдибекова, которая 12 июня появится на Площади искусств напротив музея.  

Фото №1 - Куда идти теперь, когда самоизоляция закончилась? Смотреть гигантский деревянный конструктор Ербосына Мельдибекова
Ербосын Мельдибеков. Трансформер. 2013 Дерево Вид инсталляции на ярмарке Art International Istanbul, Стамбул
Фото
Предоставлено галереей Aspan, Алма-Ата

Ербосын Мельдибеков, без сомнений, один из самых признанных центральноазиатских художников на мировой арт-сцене. Его профессиональное становление похоже на легенду, хоть и не является таковой. Много лет назад, когда Ербосын был еще подростком, к его отцу приехал родственник, желающий купить корову. Но так как денег на покупку не хватало, родственник уговорил родителей мальчика простить часть суммы в обмен на обещание устроить Ербосына в высшее учебное заведение в столице республики. Ирония судьбы в том, что связи оказались не такими уж и серьезными, их хватило только на художественное училище. Так началась невероятная история становления художника, родившегося на железнодорожной станции Тулькубас, а сегодня выставляющегося по всему миру, от Венеции и Москвы до Гонконга.

Фото №2 - Куда идти теперь, когда самоизоляция закончилась? Смотреть гигантский деревянный конструктор Ербосына Мельдибекова
Фото
Серп и молот Лего
Фото №3 - Куда идти теперь, когда самоизоляция закончилась? Смотреть гигантский деревянный конструктор Ербосына Мельдибекова
Фото
Агитация Лего

Несмотря на то, что с Россией Мельдибекова связывает многое, «Трансформер» на Площади искусств перед музеем «Гараж» — первый персональный проект художника в Москве. «Трансформер» — это масштабная, достигающая 4,5 метра в высоту интерактивная инсталляция, в основе которой лежит материал авторского исследования Ербосына. Художник, работая в архивах, восстановил продолжительную историю монументов в сквере Эмира Тимура в Ташкенте, который за свою столетнюю историю сменил шесть названий, в то время как украшающий площадь монумент менялся восемь раз.

Фото №4 - Куда идти теперь, когда самоизоляция закончилась? Смотреть гигантский деревянный конструктор Ербосына Мельдибекова

Первый памятник на площади — Константину фон Кауфману, русскому военному деятелю, руководившему завоеванием Центральной Азии, — был воздвигнут еще во времена Российской империи. После революции он был демонтирован, а на его месте появился памятник «Красному знамени». Далее на площади были установлены «Серп и молот», «Маяк мировой революции», памятники Владимиру Ленину, Иосифу Сталину, стена с текстом программы КПСС и бюст Карла Маркса, который после распада Советского Союза сменила конная статуя Эмира Тимура.

Технически инсталляция «Трансформер» представляет собой многократно увеличенный детский деревянный конструктор, где детали — это сменные насадки в виде частей бывших памятников. Всего у «Трансформера» пять сборок. Они будут сменять сменять друг друга в соответствии с составленным автором и куратором списком советских, казахских, киргизских, российских, таджикских, туркменских и узбекских государственных праздников. Дата открытия проекта также символична  — 12 июня, то есть День России и одновременно День науки Туркменистана.

Фото №5 - Куда идти теперь, когда самоизоляция закончилась? Смотреть гигантский деревянный конструктор Ербосына Мельдибекова

Кризис национальной идентичности — это, по мнению художника, нескончаемый процесс в Центральной Азии. Длящийся более ста лет криз Мельдибеков обыгрывает, задействуя как в «Трансформере», так и во многих других своих работах сменяющие друг друга формы, образы и смыслы. Через них он критически осмысляет идеологические манипуляции национальной идеей государством, сводя высокий пафос монументов завоевателям и государственным символам до детской игры в конструктор, тем самым напоминая, что целые народы могут быть игрушкой в чьих-то руках.