Музей «Гараж» вместе со всей страной медленно, но верно выходит из самоизоляции. С 1 июня по всей России открываются городские парки — в этой связи команда Музея представляет масштабную инсталляцию «Трансформер» казахского художника Ербосына Мельдибекова, которая 12 июня появится на Площади искусств напротив музея.
Ербосын Мельдибеков, без сомнений, один из самых признанных центральноазиатских художников на мировой арт-сцене. Его профессиональное становление похоже на легенду, хоть и не является таковой. Много лет назад, когда Ербосын был еще подростком, к его отцу приехал родственник, желающий купить корову. Но так как денег на покупку не хватало, родственник уговорил родителей мальчика простить часть суммы в обмен на обещание устроить Ербосына в высшее учебное заведение в столице республики. Ирония судьбы в том, что связи оказались не такими уж и серьезными, их хватило только на художественное училище. Так началась невероятная история становления художника, родившегося на железнодорожной станции Тулькубас, а сегодня выставляющегося по всему миру, от Венеции и Москвы до Гонконга.
Несмотря на то, что с Россией Мельдибекова связывает многое, «Трансформер» на Площади искусств перед музеем «Гараж» — первый персональный проект художника в Москве. «Трансформер» — это масштабная, достигающая 4,5 метра в высоту интерактивная инсталляция, в основе которой лежит материал авторского исследования Ербосына. Художник, работая в архивах, восстановил продолжительную историю монументов в сквере Эмира Тимура в Ташкенте, который за свою столетнюю историю сменил шесть названий, в то время как украшающий площадь монумент менялся восемь раз.
Первый памятник на площади — Константину фон Кауфману, русскому военному деятелю, руководившему завоеванием Центральной Азии, — был воздвигнут еще во времена Российской империи. После революции он был демонтирован, а на его месте появился памятник «Красному знамени». Далее на площади были установлены «Серп и молот», «Маяк мировой революции», памятники Владимиру Ленину, Иосифу Сталину, стена с текстом программы КПСС и бюст Карла Маркса, который после распада Советского Союза сменила конная статуя Эмира Тимура.
Технически инсталляция «Трансформер» представляет собой многократно увеличенный детский деревянный конструктор, где детали — это сменные насадки в виде частей бывших памятников. Всего у «Трансформера» пять сборок. Они будут сменять сменять друг друга в соответствии с составленным автором и куратором списком советских, казахских, киргизских, российских, таджикских, туркменских и узбекских государственных праздников. Дата открытия проекта также символична — 12 июня, то есть День России и одновременно День науки Туркменистана.
Кризис национальной идентичности — это, по мнению художника, нескончаемый процесс в Центральной Азии. Длящийся более ста лет криз Мельдибеков обыгрывает, задействуя как в «Трансформере», так и во многих других своих работах сменяющие друг друга формы, образы и смыслы. Через них он критически осмысляет идеологические манипуляции национальной идеей государством, сводя высокий пафос монументов завоевателям и государственным символам до детской игры в конструктор, тем самым напоминая, что целые народы могут быть игрушкой в чьих-то руках.