Картина на карантине: животные в противогазах в серии «Прототипы» Анастасии Вепревой

Анастасия Вепрева, резидент Мастерских музея «Гараж» и участник грядущей Триеннале российского современного искусства — о своей новой графической серии, посвященной рефлексии момента. Серия была начата, когда Анастасия находилась на самоизоляции; увидеть работы можно в мастерской художницы сразу после снятия карантинных ограничений

Во время самоизоляции мое внимание привлекло то, какие разнообразные средства защиты дыхания создают люди, чтобы иметь возможность выйти из дома. Это наблюдение дало мне стимул для новой серии, которая неожиданно оказалась созвучной текущему дню. 

К этому моменту я уже некоторое время работала с военными историческими фотографиями, в основном с Первой и Второй мировых войн. Чаще всего там встречались изображения военной техники или ужасающие сцены после боя с огромным количеством погибших. Однако время от времени мне попадались фотографии, где были изображены странные конструкции — системы защиты органов дыхания, причем не только на людях, но и на животных. Это были прототипы будущих противогазов, которые стали остро необходимы всем участникам военных действий сразу же после первой серьезной газовой атаки 12 июля 1917 года у бельгийского города Ипра.

Очень интересно, что изображения животных в противогазах встречались примерно так же часто, как и фотографии людей — была в этом какая-то нежность и забота, хотя понятно, что животные стали такими же жертвами военных действий, как и солдаты, и наравне с ними трудились «во благо» военной машинерии.

Само собой, первые наработки смотрелись странно, особенно на животных, но их образность так сильно меня впечатлила, что я стала переносить их на бумагу. Когда я исполняю исторические сюжеты в графике, я использую самую простую и хрупкую бумагу — она может быть рваной и мятой, иногда я к ней что-либо подклеиваю, чтобы она не распалась на разные части. Так я акцентирую внимание на хрупкости нашей памяти — всё, что было так давно, может восприниматься нами исключительно на веру, и этой верой легко спекулировать, особенно в политических целях. Поэтому я по клочкам собираю образы из разных фотографий, стремясь обеспечить им автономное существование.

С позиций сегодняшнего дня, когда у человечества появился неожиданный и невидимый враг, против которого пока что нет никакой защиты, и все вынуждены сооружать себе маски из подручных средств, все эти образы из 1917 года выглядят жутковато. В любом случае, это интересный эпизод из истории технологий, так удивительно совпавший с текущим моментом.

Текст: Анастасия Вепрева