Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик

Востоковед и куратор Музея «Гараж» Ярослав Воловод рассказал ELLЕ о работе индийской художницы, с которой можно и нужно познакомиться на карантине

Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик (фото 0)
Ярослав Воловод
Фото
Глеб Леонов / Strelka Institute

«Явь Султаны», конечно, никакая не картина. А если бы она и была ей, то не «тихой живописью» точно. Проект «Явь Султаны», доступный на сайте http://www.entersultanasreality.com/, — это феминистский веб-квест в духе кэрролловской «Алисы в стране чудес», состоящий из вереницы визуальных образов, среди которых индийская живопись, лубок, архивные фотографии и собственно компьютерная графика художницы. Сайт с игрой, стилизованный под нет-арт девяностых, рассказывает историю эмансипации женщин Индии, от принцесс, сокрытых во внутренних покоях дворцов, до закабаленных домохозяек, и то, как складывались их отношения с образованием: книгами, допуску к ученому знанию и домашними курсами.

Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик (фото 2)
Афра Шафик
Фото
Анна Фокс
Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик (фото 3.1)
Афра Шафик, «Явь Султаны» 2018
Фото
Предоставлено автором
Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик (фото 3.2)
Афра Шафик, «Явь Султаны» 2018
Фото
Предоставлено автором

Афру Шафик, художницу и режиссера-документалиста из Гоа, на создание работы вдохновил короткий рассказ бенгальской суфражистки, просветительницы и пионера женского образования в Южной Азии Рокеи Сакхават Хоссейн «Сон Султаны» (1905). Во «Сне» развернут образ утопического (а для некоторых, возможно, наоборот — дистопического) государства Ледилэнд, в котором зеркально отображены гендерные иерархии: страной руководят исключительно женщины. Они сдерживают ослепленных милитаризмом мужчин, отражают захватнические удары, искореняют преступность. В Ледилэнде введено всеобщее женское образование, пользуются экологическим транспортом и полагаются на альтернативное природопользование.

Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик (фото 5)
Афра Шафик, Явь Султаны. 2018
Фото
предоставлено автором

«Явь Султаны» — результат работы художницы с архивами. Архив Шафик осмысляет как пространство художественной игры, знания из которого можно извлекать, минуя строгие классификации и тематические рубрикаторы, «протаптывая собственные тропинки» и дрейфуя по волнам ассоциаций; бросая свет на неочевидные сгущения, затемнения и туманности в монолите зарегулированных данных — здесь вспоминается латинский девиз Восточного факультета моей петербургской альма-матер: Ex oriente lux, или «Свет с востока».

С этой работой, но представленной уже в виде иммерсивной инсталляции, Афра Шафик дебютировала на последней Биеннале современного искусства Кочи-Музирис, главном художественном событии такого масштаба и профиля в Индии (к слову, Кочи — один из крупнейших городов штата Керала, единственного в стране, где число женщин превышает число мужчин). В оформлении инсталляции Шафик использовала зеленые линии, которые расчерчивают комнату и маркируют ее как кибер-пространство (прим. автора — художественный прием, характерный для фильмов в жанре киберпанк, например, «Матрицы» (1999) или «Тринадцатого этажа» (1999)).

Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик (фото 7)
Афра Шафик, Явь Султаны. Вид инсталляции на Биеннале Кочи и Музириса (Индия) 2018
Фото
Предоставлено Фондом Биеннале Кочи и Музириса

В этом же году Шафик продолжает свою работу, сотрудничая с «Гаражом» в рамках полевого исследования «Какова форма Луны?», в центре которого наследие советской художественной иллюстрации, а именно детских сказок, переведенных на новоиндийские языки. В послевоенный период, в результате активной культурной дипломатии между СССР и Индией, советская литература и детские сказки получили огромную популярность в Южной Азии. Так русские сказки и рассказы советских писателей стали частью детских воспоминаний для поколения, выросшего в Индии в период с 1960-х — середины 1980-х.

Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик (фото 9)
Изображение предоставлено архивом Центра исследований в области социальных наук в Калькутте

В ходе исследовательской работы в Москве Афра Шафик вдохновилась историей, визуальной формой и эстетикой русских детских книг и планирует создать оригинальную сюжетную феминистскую сказку-хоррор. Повествование будет выстроено вокруг мотивов Луны, синхронизации менструальных циклов, брака, любви, мужественности и женственности, в которые вплетены истории оборотней, чудищ и проклятия. Такой калейдоскопический взгляд и установка на удивительный результат исследований художницы оправдывают тот факт, что «музей» на языке хинди означает «дом чудес» (аджаиб-гхар).

Если еще в древнеиндийских сказках на санскрите свои истории смогли рассказать и демон («Двадцать пять рассказов Веталы»), и статуя («Тридцать две истории царского трона»), и попугай («Семьдесят рассказов попугая»), то ровно тысячу лет спустя можно послушать и пару историй, рассказанных женщинами.

Картина на карантине: «Явь Султаны» Афры Шафик (фото 11)
Русская народная сказка «Жар-птица» в переводе на малаялам. 1976. © Издательство «Прогресс»

Напомним, что на время закрытия команда Музея «Гараж» запускает лендинг «Гараж. Самоизоляция». В основе лендинга — новые форматы взаимодействия «Гаража» со своими выставочными и исследовательскими проектами, публичной программой и архивом. Там можно почитать текст Афры Шафик о ее работе с архивами, или же, на сайте «Гаража», узнать больше о российском этапе ее полевого исследования «Какова форма Луны?».