Картина на карантине: стенгазета «Воин» группы «Военное министерство»

Хранитель архива музея «Гараж» Мария Удовыдченко — о том, какие любопытные артефакты прячутся в архивной коллекции Музея

Как и многие другие музейные коллекции после объявления режима самоизоляции, наше собрание продолжило жить онлайн в большом каталоге документов о современном искусстве Russian Art Archive Network, который каждый день прирастает новыми свидетельствами истории российского искусства. Один из таких артефактов — стенгазета «Воин» малоизученной художественной группы «Военное министерство», возникшей в 1980-х годах в Ленинграде.

Основная деятельность группы «Военное министерство» пришлась на времена перестройки и начало 1990-х. «Министры» исповедовали любимый петербургскими художниками принцип жизнетворчества, когда выставочная деятельность уходит на второй план, уступая место тотальному перформативному «проживанию» искусства. Участники группы часами обсуждали военную историю, создавали таблицы несуществующих армейских символов и трехмерные макеты реальных исторических сражений, рисовали листовки, комиксы и стенгазеты.

Ядром «Министерства» были историк и «ноль-теоретик» Алексей «Вилли» Феоктистов, а также художники Олег Вдовин, носивший титул «Военный министр», и Кирилл Хазанович. В деятельность группы вовлекались и другие художники, среди которых были Тимур Новиков и Вадим Овчинников. Последний приумножал воспеваемую «Военным министерством» военно-психоделическую романтику смутного времени, рассылая мейл-арт письма с ироническими и абсурдистскими приказами.

Вадим Овчинников. Письмо Андрею Хлобыстину и Алле Митрофановой, март 1988
Фото
Архив Музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина
Вадим Овчинников. Письмо Андрею Хлобыстину и Алле Митрофановой, март 1988
Фото
Архив Музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина
Вадим Овчинников. Письмо Андрею Хлобыстину и Алле Митрофановой, март 1988
Фото
Архив Музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Группа «Военное министерство» участвовала лишь в нескольких петербургских выставках — «Геополитика» в Музее Этнографии СССР (1991), «Коллаж» в «Галерее-103» (1994) и «Руны Счастья» в Петербургском Архиве и Библиотеке Независимого искусства (2008). Большинство их акций и произведений создавались для внутреннего пользования и становились частью жизни узкого круга друзей.

Одна из стенгазет «Военного министерства» хранится в Архиве Музея «Гараж» на Новой Голландии в Петербурге и объединяет характерные черты проектов группы — создание собственной знаковой системы, увлечение боевой техникой, зарисовки военных действий, сторителлинг и театр абсурда.

Военное министерство. Стенгазета «Воин», 1990
Фото
Архив Музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Молодой солдат в индейских чапах и традиционном головном уборе, с гримом басиста группы Kiss Джина Симмонса буквально попирает надпись, призывающую следовать уставу и тут же уточняющую, что «хуже-то не будет». Однако какому уставу может следовать этот ряженый герой? Разбросанные предметы, постер и карты, чертежи военной техники разных стран (потенциальных противников?) оставляют простор для интерпретации. Комикс в правой части повествует о ядерной атаке, изменившей жизнь неизвестного населенного пункта, где в одном временном пространстве встречаются сверхзвуковые истребители и военная техника времен Великой отечественной войны. Участники конфликта обозначены лишь намеками, равно как и отношение авторов к происходящему.

Для зрителя остается загадкой, иронизирует ли это произведение над американским империализмом, который несет свободный рынок и демократические ценности при помощи ракет и танков? Или оно является насмешкой над военной системой разрушающегося Союза, где советский воин проникается западными ценностями и превращается в иностранного агента, затерявшегося среди обломков большой страны.

Проект RAAN  Russian Art Archive Network — это онлайн-каталог документов о российском современном искусстве. Основная задача проекта  — популяризация российского послевоенного искусства и предоставление доступа к различным фондам, ранее находящимся вне поля зрения исследователей, осуществляемые благодаря оцифровке архивных документов и регулярному пополнению онлайн-каталога, а также поддержке исследователей и сотрудничеству с музеями, архивами и другими профильными институциями.