Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской

Куратор публичной программы Музея «Гараж» Анастасия Митюшина рассказала ELLЕ, как живут произведения на карантине

Анастасия Митюшина
Фото
Павел самохвалов

Рассказывать об инсталляции польской художницы Моники Сосновской в условиях карантина — сложная задача. С одной стороны, впечатление от нее, ее пространственный сценарий и зрительскую драматургию можно только прожить: описывать бесполезно, так как масштаб имеет значение. С другой — запрет на вход в музей может стать прекрасным поводом потренировать свое воображение, погрузившись в процесс производства работы. Сосновская тщательно фиксирует продакшен, но никогда не экспонирует его рядом с произведением, чтобы сохранить чистоту восприятия объекта.

«Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моника Сосновская
«Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моника Сосновская
«Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моника Сосновская

На видео братьев Синициных и фотографиях Ивана Ерофеева геометрические фигуры из деревянных балок в безымянной промзоне постепенно «обрастают» железной сетью. Потом появляются карьерные бульдозеры и люди, шаг за шагом покоряющие эту махину.

Базовый конструктив инсталляции Сосновская подсмотрела у Шухова, так как давно интересуется архитектурой второй половины ХХ века и ее источниками в авангарде. В момент своего появления в конце XIX века сетчатые гиперболоидные башни были образцом прочности и экономичности. Сосновская намеренно «отменяет» эти их свойства, демонстрируя уязвимость и ранимость металла. Этот невозможный для архитектора жест отмены, намеренного провала — прием из арсенала художника, выработанный Сосновской метод «препарировать» наше восприятие модернистской архитектуры, выяснять, готовы ли мы сопереживать материалу, принимать архитектурную среду чувственно, или опираемся исключительно на интеллект.

Процесс создания инсталляции «Упражнения на конструкцию. Сгибание»
Фото
иван ерофеев
Процесс создания инсталляции «Упражнения на конструкцию. Сгибание»
Фото
ИВАН ЕРОФЕЕВ

Подход Сосновской поразительно сообразен текущему моменту, когда хорошо знакомые архитектурные объекты — радиобашня Шухова на Шаболовке, Атриум Музея «Гараж», площадь Парка Горького — вдруг стали для нас, запертых дома, размытыми «изображениями». И маленькое путешествие от производства инсталляции к воображаемому соприсутствию на ее экспозиции может стать «заземляющим» подспорьем в непростом опыте самоизоляции.

Радиобашня Шухова на Шаболовке
Радиобашня Шухова на Шаболовке

На время закрытия команда Музея «Гараж» запускает лендинг «Гараж. Самоизоляция». В основе лендинга — новые форматы взаимодействия «Гаража» со своими выставочными и исследовательскими проектами, публичной программой и архивом. Там можно будет посмотреть перевод эссе Моники Сосновской и диалог с архитектором Томом Эммерсоном, давним ценителем творчества Сосновской.