Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской

Куратор публичной программы Музея «Гараж» Анастасия Митюшина рассказала ELLЕ, как живут произведения на карантине

Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской (фото 0)
Анастасия Митюшина
Фото
Павел самохвалов

Рассказывать об инсталляции польской художницы Моники Сосновской в условиях карантина — сложная задача. С одной стороны, впечатление от нее, ее пространственный сценарий и зрительскую драматургию можно только прожить: описывать бесполезно, так как масштаб имеет значение. С другой — запрет на вход в музей может стать прекрасным поводом потренировать свое воображение, погрузившись в процесс производства работы. Сосновская тщательно фиксирует продакшен, но никогда не экспонирует его рядом с произведением, чтобы сохранить чистоту восприятия объекта.

Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской (фото 2)
«Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моника Сосновская
Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской (фото 3.1)
«Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моника Сосновская
Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской (фото 3.2)
«Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моника Сосновская

На видео братьев Синициных и фотографиях Ивана Ерофеева геометрические фигуры из деревянных балок в безымянной промзоне постепенно «обрастают» железной сетью. Потом появляются карьерные бульдозеры и люди, шаг за шагом покоряющие эту махину.

Базовый конструктив инсталляции Сосновская подсмотрела у Шухова, так как давно интересуется архитектурой второй половины ХХ века и ее источниками в авангарде. В момент своего появления в конце XIX века сетчатые гиперболоидные башни были образцом прочности и экономичности. Сосновская намеренно «отменяет» эти их свойства, демонстрируя уязвимость и ранимость металла. Этот невозможный для архитектора жест отмены, намеренного провала — прием из арсенала художника, выработанный Сосновской метод «препарировать» наше восприятие модернистской архитектуры, выяснять, готовы ли мы сопереживать материалу, принимать архитектурную среду чувственно, или опираемся исключительно на интеллект.

Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской (фото 5.1)
Процесс создания инсталляции «Упражнения на конструкцию. Сгибание»
Фото
иван ерофеев
Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской (фото 5.2)
Процесс создания инсталляции «Упражнения на конструкцию. Сгибание»
Фото
ИВАН ЕРОФЕЕВ

Подход Сосновской поразительно сообразен текущему моменту, когда хорошо знакомые архитектурные объекты — радиобашня Шухова на Шаболовке, Атриум Музея «Гараж», площадь Парка Горького — вдруг стали для нас, запертых дома, размытыми «изображениями». И маленькое путешествие от производства инсталляции к воображаемому соприсутствию на ее экспозиции может стать «заземляющим» подспорьем в непростом опыте самоизоляции.

Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской (фото 5.1)
Радиобашня Шухова на Шаболовке
Картина на карантине: «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской (фото 5.2)
Радиобашня Шухова на Шаболовке

На время закрытия команда Музея «Гараж» запускает лендинг «Гараж. Самоизоляция». В основе лендинга — новые форматы взаимодействия «Гаража» со своими выставочными и исследовательскими проектами, публичной программой и архивом. Там можно будет посмотреть перевод эссе Моники Сосновской и диалог с архитектором Томом Эммерсоном, давним ценителем творчества Сосновской.