Картина на карантине: работа художницы Риммы Николаевой

Старший куратор выставки музея Гараж «Мы храним наши белые сны» Катя Иноземцева рассказала ELLЕ, как живут произведения на карантине

Парадоксальная получается история: писать про выставку или отдельные вошедшие в нее произведения, которые непонятно когда можно увидеть — музей «Гараж» 14 марта перешел в режим самоизоляции, закрыв пространство в Парке Горького.

Но в связи с выставкой «Мы храним наши белые сны», которая сейчас живет своей тихой жизнью в закрытом музее, это вполне уместно. И это вряд ли помешает ее переживанию. Вся экспозиция словно собрана из «пыли», из как будто незначительных для «большой» истории искусства начала XX века артефактов, часто чудом уцелевших, случайно осевших в частных квартирах, архивах непрофильных ведомств и музейных запасниках. И, подбираясь к «Снам», самым важным оказывается перенастройка нашей «оптики», наших глаз в поисках шедевров и визуальных откровений — в этом случае важно читать, прояснять контексты и узнавать героев выставки.

Наша команда, например, особенно прикипела сердцем к истории Риммы Николаевой, которая появилась на выставке благодаря изучению архивов ФСБ. Там мы нашли уголовное дело антропософки и художницы, в котором были протокол обыска с описью изъятого (в основном эзотерической литературы) и протокол расстрела, совершенного решением «тройки» — внесудебного репрессивного органа в СССР с 1937 по 1938 гг. Потом мы методом «ковровой бомбардировки» отправляли запросы во все российские музеи, которые, как нам казалось, хоть как-то могут быть связаны с жизнью Николаевой, и, к нашему удивлению, нам пришел ответ от Эрмитажа. Оказалось, что в их фондах хранятся два керамических произведения художницы, одно из которых — Скульптурную группу «Рустем» — мы теперь показываем на выставке.

Скульптурная группа "Рустем"
Фото
collections.hermitage.ru
Выставка «Мы храним наши белые сны»
Фото
Алексей Народицкий

Таких историй за два года исследований у нас набралось достаточно. Достаточно для того, чтобы в очередной раз убедиться — нет никакой канонической истории искусства, нет принятого и утвержденного: история всегда «западает», в ней есть странные «карманы», в которых порой обнаруживаются настоящие сокровища.

В общем, пресловутые карантин и всеобщее замедление — помимо очевидных кино, сериалов и ссылок в «сохраненных» — это лучшее время, чтобы отчаяться на индивидуальные исследовательские и познавательные авантюры, идти вслепую и на ощупь, упираться в стену, забредать в невозможные лабиринты. Но, кажется, именно это — самое ценное времяпрепровождение, потому что даже из пыли собираются выставки, которые, я надеюсь, вы очень скоро посмотрите сами.

На время закрытия команда Музея «Гараж» запускает лендинг «Гараж. Самоизоляция». В основе лендинга — новые форматы взаимодействия «Гаража» со своими выставочными и исследовательскими проектами, публичной программой и архивом. Там сейчас можно посмотреть мобильный гид всей выставки «Мы храним наши белые сны».

Больше историй на лендинге «Гараж. Самоизоляция».