Как понимать современное искусство: уроки от Елены Ковылиной
фото предоставлены Еленой Ковылиной

Любое произведение — это история

История человечества полна тайн и загадок, а мифы стали неотъемлемой частью культуры. Современное искусство исследует представления древних людей, их мечты и способы восприятия и соотносит их с тем, что мы имеем сейчас или будем видеть в ближайшем будущем. Так, например, Триптих «Огненная колесница в небе» Елены Ковылиной обращается к идее космических путешествий и изобретению реактивного двигателя. Идея траспортировки инновационными способами совсем не нова: сюжет скоростных перемещений встречается в легендах и мифах Древней Греции, в Библии (Вознесение пророка Ильи), эпосе о Гильгамеше и других произведениях. 

Как понимать современное искусство: уроки от Елены Ковылиной
фото предоставлены Еленой Ковылиной

В эпоху артефактов люди смело мистифицировали многое, и произведения народной культуры можно назвать предтечами современных приборов. Таким образом, артефакты прошлого — гаджеты забытой высокоразвитой цивилизации — и мифические представления легли в основу современных вещей и технологий будущего, например, самолетов, автомобилей, ракет и космических кораблей будущего.

Через искусство происходит познание

Искусство изучает и исследует самые различные явления. Так, например, одной из излюбленных тем Елены Ковылиной является проблема приема и передачи информации, а именно феномен существования антенн. Без них просто нельзя представить современную жизнь. В эпоху цифровизации антенны встречаются повсеместно: миниатюрные фракталы неразличимы в мобильных устройствах; изобретены микрочипы, которые способны быть вживленными в организмы и используются в самых разных гаджетах. Совершенно не связанные между собой объекты и явления стали предметом рассмотрения с точки зрения функции приема и передачи информации: волны, звука или сигнала.

В своих работах Елена Ковылина использует систему фрактальных антенн, изобретенных американским инженером Натаном Коэном. Чтобы обойти запрет на установку внешних антенн на зданиях, он вырезал из алюминиевой фольги фигуру в форме кривой Коха и наклеил её на лист бумаги, а затем присоединил к приёмнику. Сегодня уже существует более трёхсот видов фрактальных антенн.

Как понимать современное искусство: уроки от Елены Ковылиной
фото предоставлены Еленой Ковылиной

В рамках проекта «Артефакты и гаджеты» Елена Ковылина постаралась расширить спектр существующих фрактальных антенн за счет производства новых, вдохновленных экспонатами коллекции Музея прикладного искусства. Художница отобрала 30 различных орнаментов, украшающих древнерусскую резьбу, керамику и предметы быта. На их основе были созданы реально действующие фрактальные антенны. Каждая работает на своем диапазоне.

Фрактальные антенны стали частью живописных полотен, в которых отображается художественная мистификация о том, что прошлое, настоящее и будущее присутствуют в моменте «здесь и сейчас». С помощью своего проекта Елена Ковылина хотела передать зрителю то редкое состояние, когда он может оказаться в точке квантовой нелокальности, своеобразном пространстве вне времени и пространства, которое включает в себя вечность-бесконечность, где встречаются прошлое, настоящее и будущее.

Как понимать современное искусство: уроки от Елены Ковылиной
фото предоставлены Еленой Ковылиной

Неочевидные совпадения

Кто кроме художников может найти связи там, где на первый взгляд объекты абсолютно не связаны? Так, например, «Иван-царевич на Сером Волке» — работа Елены Ковылиной, которая отображает то, как волшебное преображение внешнего облика предмета неизбежно влекло за собой желание наделить его необычным функционалом. В русских сказках появились сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, ковер-самолет, самопередвигающаяся печка и волшебный клубочек. Тогда мифы и поверья, сейчас — реальность: например, самолеты (ковер-самолет), видеосвязь (блюдечко с яблочком), камера слежения (говорящее зеркальце), навигатор (клубочек) и т.д. Многие предметы из фольклора сейчас полностью совпадают с уже существующими технологическими феноменами. Найти такую связь под силу только настоящему исследователю-художнику.

Современное искусство не надо понимать, его нужно изучать и получать от экспонатов новые эмоции и знания. Так, знакомство с объектами выставки и «Артефакты и гаджеты» Елены Ковылиной — это опыт, который знакомит с окружающим миром и помогает прочувствовать его глубже и оценить роль человека и технологий в истории.

Всероссийский музей декоративного искусства

Москва, ул. Делегатская, 3

вт., ср., пт., вс., 10:00–18:00 | чт. 10:00–20:00 | сб. 12:00–21:00

13.10–10.11

Стоимость комплексного билета на все выставки — 350 руб.

Реклама.

www.sarahvinitz.com