Закрытие границ и воздушного пространства, а также введение санкций против России привели к увеличению цен и сокращению поставок цветов. Флористические компании ищут аналоги у отечественных поставщиков и фермеров, перестраивают торговые маршруты и пробиваются на новые рынки.

Задавшись вопросом о том, как санкции могут повлиять на цветочную индустрию и что может ждать флористические мастерские в ближайшем будущем, мы обратились к Даше Максимовой, основательнице проекта 3BOTANICS flowers. 3BOTANICS flowers — это флористическая мастерская в центре Москвы, которая ежедневно доставляет легкие и красивые букеты по городу и области. Бренд начал свое существование в январе 2020 года, накануне пандемии. 3BOTANICS flowers предлагает композиции из свежих сезонных цветов, а фирменными являются букеты в стиле пастораль, поэтизирующем сельскую жизнь. Такие букеты наполнены воздухом и цветом, в них вертикальные плавные линии сочетаются с нежными пастельными оттенками.

Как изменился цветочный бизнес в условиях санкций?

ELLE На этот раз под санкции попали все, включая цветочный бизнес. Какая ситуация складывается в флористической индустрии на данный момент?

ДАША МАКСИМОВА Ситуация в конце февраля-начале марта очень сказалась на курсе валюты, который напрямую связан с закупками цветов и материалов. Были проблемы и с транспортировкой: спрос на цветы стал низким и поставщики боялись поставлять прежние объёмы, чтобы минимизировать свои потери. Сейчас ситуация плавно выравнивается: курс нормализовался, логистика тоже постепенно стабилизируется.

Как изменился цветочный бизнес в условиях санкций?

В основном цветы поставляются в флористические компании из-за рубежа. Как думаете, насколько сильно это может повлиять на увеличение стоимости?

Удорожание, конечно, произошло. Особенно, это было заметно на 8 марта, когда рост цен и так происходит из-за высокого спроса. Сейчас цены на цветы относительно нормализовались, чего не скажешь о прочих материалах. Например, упаковка, ленты и типография: все так или иначе зависит от поставок, курса валюты и других факторов.

Привело ли подорожание к спаду количества клиентов? Какая ситуация была по продажам на 8 марта по сравнению с предыдущим годом?

Клиентов меньше не стало, но уменьшился спрос. Наверное, сейчас меньше поводов для цветов, а сюрпризы без причины стали менее актуальны. Конечно, на 8 марта было гораздо меньше заказов, чем в прошлом году, поскольку оно пришлось на самое неопределенное время. 

Как изменился цветочный бизнес в условиях санкций?

Насколько негативно ограничение работы социальных сетей может сказаться на количестве клиентов?

Конечно, работа соцсетей продолжается, площадки так или иначе существуют, но все изменилось. Запрет релкамы, например, сделал процесс привлечения новых клиентов более сложным. Мы стараемся сотрудничать с российскими локальными брендами, потому что сейчас как никогда важно поддерживать друг друга. Это, например, оформление шоурумов, кафе, ресторанов и подобные форматы. 

Как изменился цветочный бизнес в условиях санкций?

Каким будет бизнес, в частности цветочный, в будущем? Повлияют ли на него фундаментально текущие события?

По поводу будущего сложно говорить, потому что никто не знает, что нас ждет завтра. В новых реалиях прогнозировать очень сложно. Поставщики сейчас ищут новые плантации, новые пути доставки и перевозки, чтобы вернуться к реальным ценам.

Какие меры поддержки государства могут помочь цветочным компаниям выжить? Какие вы сами видите потенциальные пути решения сложившихся проблем?

Я думаю, поддержка от государства будет в первую очередь каким-то локальным теплицам и агрохозяйствам. Если их поддержат, то флористическим проектам, как наш, тоже будет проще. 

Как изменился цветочный бизнес в условиях санкций?

Поможет ли в текущей ситуации опыт работы в пандемию? Как в те времена вам удалось сохранить бизнес и клиентов?

Два года назад мы пережили полную приостановку работы. К нынешней обстановке мы подошли уже с большим спокойствием. Сейчас все еще более неясно, прогнозировать и искать пути решения проблем очень сложно.

Однако, несмотря на все трудности, у флористов появилась надежда. Например, локальные поставщики и фермеры очень помогают и стараются восполнить недостаток материалов. Мы, команда 3BOTANICS flowers, верим, что в любых обстоятельствах людям важна и необходима красота вокруг, которая мотивирует на положительные перемены.