История одной картины: «Композиция с красным, синим и желтым» Пита Мондриана

Как создавалась самая известная работа в жанре неопластицизма

Предыстория

Питер Корнелис Мондриан родился в маленьком городке в Нидерландах в семье школьного директора. Мальчик с детства увлекался рисованием и, несмотря на то, что его окружение было далеко от искусства, родители нашли возможность отправить его на учебу в Академию художеств в Амстердаме.

Параллельно с учебой Пит преподавал живопись в начальной школе. Но через несколько лет Мондриану пришлось на год вернуться в родительский дом из-за сильной пневмонии. На фоне проблем со здоровьем молодой художник замкнулся в себе и долгое время не выходил из дома. В этот период Мондриан писал пейзажи в стиле импрессионизма.

В 1911 году Мондриан переехал в Париж, и это ознаменовало начало эпохи больших перемен в его творчестве. В Париже Пит увлекся нефигуративными направлениями живописи и у него появилось четкое намерение влиться в парижский авангард. Для этого он даже удалил букву «а» из голландского написания своей фамилии Mondriaan. Именно тогда художник окончательно отказался от предметности и природных мотивов и поставил во главу угла геометрию и цвет.

Пит Мондриан в своей студии, 1937 год
Фото
Rosa Klein

«Композиция с красным, синим и желтым»

В 1915 году, на пару с нидерландским художником Тео ван Дусбургом, Мондриан основал движение De Stijl («Стиль») и начал работать над новым жанром живописи — неопластицизмом. «Первичными элементами» неопластицизма Мондриан назвал линии, геометрические фигуры и цвета. В конце концов художник решил ограничить свой «словарь» тремя основными цветами — красным, синим и желтым, — тремя основными значениями — черным, белым и серым — и двумя основными направлениями: горизонтальным и вертикальным.

Одна из главных работ Пита Мондриана, которая включает все главные изобразительные элементы неопластицизма  — «Композиция с красным, синим и желтым» 1930 года. Эта минималистичная композиция состоит из черных линий разной толщины, большого красного квадрата и небольших прямоугольников желтого и голубого цвета. Черные линии ограничивают только две стороны прямоугольников, в то время как остальные две как будто выходят за грани холста. Прямоугольники взаимодействуют друг с другом, большой красный квадрат не доминирует над маленькими, а уравновешивается ими. Несмотря на четкие линии и продуманные формы, Мондриан вдохнул жизнь в это произведение, оставив едва заметные небрежные мазки кисти.

Композиция с красным, синим и желтым», 1930 год

Интересные факты

  • Это не единственная подобная работа художника. Пит Мондриан на протяжении 20 лет создавал «картины-решетки», на которых изображены правильные линии и геометрические фигуры разных цветов. Всего эта серия насчитывает 70 работ, которым вместо названий присвоены порядковые номера.
Композиция III с синим, желтым и белым, 1936 год
Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим, 1921 год
  • Настоящую популярность у широкой публики картины Мондриана получили после осеннего показа Yves Saint Laurent 1965 года. Дизайнер использовал цветные блоки в качестве принта для шерстяного мини-платья, которое получило название Mondrian.
Yves Saint Laurent, 1965 год
  • Принт-решетка Мондриана пользуется большой популярностью и по сей день. Сейчас можно найти не только обувь и аксессуары, разрисованные по мотивам картин нидерландского художника, но и предметы интерьера, косметические средства, чехлы для телефона и многое другое.
  • В Москве в 2016 году открылась станция метро «Румянцево», отделку которой выполнили по мотивам работ Мондриана.
Станция метро «Румянцево», Москва
  • Существует язык программирования Piet, названный в честь Мондриана. Программа, написанная на этом языке, напоминает работы абстракциониста и выглядит как мозаика из цветных квадратиков.
  • Творчество Пита Мондриана всегда вдохновляло дизайнеров одежды. Ещё в 1930-х годах французский дизайнер Лола Прусак использовала «принт Мондриана» для создания сумок и чемоданов Hermès. Позже картины художника неоднократно использовались в фотосессиях и коллекциях модных домов.
  • В 2019 году Hermès снова обращается к неопластицизму и, в рамках парижской недели моды, устраивает показ, декорациями к которому послужили разноцветные прямоугольники прямиком с картин Пита Мондриана. В новой коллекции осень-зима 2020 креативный директор Hermès Надеж Ване-Цыбульски отдала дань сочетанию цветов, которые Мондриан и другие участники движения «Стиль» провозгласили основными цветами неопластицизма — красному, синему и желтому.
Hermès FW2020