История одной картины: «Автопортрет с маленькой обезьянкой» Фриды Кало

Что скрывает один из самых известных автопортретов художницы

Фрида Кало и ее автопортреты не нуждаются в особом представлении. Арт-критики называют мексиканскую художницу «одной из самых известных женщин в современной истории живописи», а ее любимый жанр — беспримерным образцом авторской откровенности, похожим на зафиксированные на холсте сеансы психоанализа. Из чего выплавилась такая репутация? Из насыщенной бедами биографии (полиомиелит в шесть, страшная авария, приковавшая Фриду к постели на год и одновременно сделавшая ее художником и инвалидом, — в восемнадцать), из полной крутых поворотов личной жизни (турбулентный брак с Диего Риверой, роман с Львом Троцким, бесконечные влюбленности в мужчин и женщин), а еще — из невероятной честности, с которой Фрида исследует свою телесную и душевную боль, и смелости, с которой она демонстрирует ее миру.

Фото №1 - История одной картины: «Автопортрет с маленькой обезьянкой» Фриды Кало

Одной из самых известных картин Фриды Кало считается «Автопортрет с маленькой обезьянкой», написанный в 1945 году и хранящийся в мексиканском Музее Долорес Ольмедо. Небольшое полотно, разительно отличающееся от большинства красочных работ Кало, представляет собой весьма типичную для художницы смесь личной и национальной мифологии и одновременно неглубоко зашифрованное послание, полное сдержанного оптимизма.

В центре живописной композиции — сама художница в своем любимом ракурсе в три четверти. Ни ярких цветов, ни пышных венков — на этом портрете Фрида изображена в традиционном наряде и с традиционной же прической жительниц юго-восточной Мексики. На картине Кало окружают питомцы, мексиканская голая собака Сеньор Ксолотль и обезьянка Чангито, одновременно символизирующие детей, которых никогда не было у художницы, и ее прочную связь с национальными корнями. Ту же роль играет и желтая фигура над плечом Фриды — скульптура до-Колумбовой эпохи из обширной коллекции Диего Риверы. Она стала и модным аксессуаром, и напоминанием об истории Мексики, и «индикатором настроения», подчеркивающим печальную тональность картины. Гвоздь, вбитый в стену над головой Фриды, — ее авторский символ супружеских измен. Она уже использовала его в картине «Разбитая колонна», написанной в 1944 году, но в этот раз поместила ранящий предмет за границы собственной фигуры, намекая, что неверность мужа уже не так задевает ее. Желтая лента, оплетающая все фигуры на картине, превращает их в месседж: «Фрида вновь обманута Диего, но черпает силы в своем прошлом и в тех, кто по-настоящему ей близок».