Городские легенды: самые красивые дома Москвы – от готики до модерна

Старинные здания столицы, которые нельзя пройти мимо

В архитектурном смысле Москва – редкий сплав самых разнообразных стилей. Найдется все: и мрачная готика, и чистые линии ар-деко, и яркие образцы московского модерна. Просто пройдитесь по центру и его окрестностям, и убедитесь, насколько неповторим облик города. Одни из самых красивых зданий столицы – знаменитые и не самые очевидные – в шорт-листе ELLE.

Российская Ссудная казна

Российская Ссудная казна в Настасьинском переулке, 3

Прогуливаясь по шумной Тверской, непременно сверните в Настасьинский переулок. Не все знают, что именно тут в 1916 году распахнула свои двери Ссудная казна. Ее фасад, несмотря на серьезный статус здания, внешне очень далек от безликих советских учреждений. Выполненная в неорусском стиле по мотивам традиционного зодчества середины 17 века, лицевая часть казны больше напоминает праздничную шкатулку или ларец.

Страховое общество «Россия»

Этот жилой дом невероятен по своему масштабу, красоте отделки и уровню продуманности. «Красавца» можно часами рассматривать сразу с нескольких позиций – Сретенского бульвара, Фролова и Боброва переулков. Строительство началось в 1899 году и длилось три года. Два элитных для того столетия доходных дома уже тогда были оснащены автономными системами отоплением и водоснабжением (на секундочку, с артезианской скважиной!). А жильцов поднимали на этажи электрические лифты. Кстати, стандарты этого здания и сейчас считаются беспрецедентно высокими. Площадь каждой из 148 квартир насчитывала 400 квадратных метров, в апартаментах были установлены вентиляционная система, камины и телефоны. Проживающим предоставлялись услуги прачечной и консьержей, которые выполняли любые поручения. Также в доступе у жильцов был синематограф и аналог современного фитнес-клуба. Сегодня от былой роскоши сохранились лишь исторические свидетельства. Однако восхититься изобретательным декором все еще можно. Его, к слову, еще нужно отыскать. Например, некоторые балкончики украшены лепниной только снизу, и рассмотреть ее можно, встав непосредственно под ними.

Чайный магазин Перлова

Самый эффектный дом на Мясницкой, который многие иностранцы принимают за новодел, на самом деле был возведен в 1893 году по проекту знаменитого архитектора Р. Клейна. Позже его ренессансный фасад был переработан Р. Гиппиусом в аутентичном китайском стиле по просьбе самого заказчика – владельца чайной компании С. В. Перлова из знаменитой на весь мир купеческой династии Перловых. Этот «дизайнерский ход» наилучшим образом подчеркивал тесную связь чайной компании с Востоком, где закупался дорогостоящий и на то время весьма экзотичный товар. За два года, которые Гиппиус трудился над своим проектом, «лицо» здания преобразилось до неузнаваемости. На стенах появились ориентальные орнаменты, скульптурные элементы, привезенные прямиком из Китая и даже пагода по центру фасада. Перемены коснулись и внутреннего убранства. В торговых залах появились фарфоровые вазы клуазоне, ковры и прочие китайские «сувениры».

Ажурный дом

У этого здания, построенного 75 лет назад на Ленинградском проспекте 27, много имен. Его называют «ажурным», «кружевным» и даже «домом-аккордеоном». Его судьба тоже сложилась не просто. По замыслу советского правительства и архитекторов Блохина и Бурова, дом должен был стать типовым. Но по иронии остался единственным – началась война, и об идее практичных и красивых многоэтажек забыли. По проекту здания должны были полностью собираться из заводских бетонных блоков, а затем декорироваться решетками (они выполнены по эскизам графика Фаворского). Кстати, их легкость и изящество обманчиво – они тоже сделаны из бетона. Что не мешает им работать на благо эстетики: они прикрывают часто неприглядное содержание кухонных лоджий. Увы, проект, который должен был стать «светлым будущим», нынешним жильцам приносит сплошные неудобства: хваленые решетки сильно затемняют пространство. А кухни - заведомо сверхкомпактные (жильцы должны были обедать и ужинать в ресторане на первом этаже) – мало соответствуют ожиданиям современных домохозяек. Надеемся, их утешает тот факт, что живут они в памятнике архитектуры, реставрацию которого в 1990-е годы доверили талантливому архитектору А. Д. Студеникину.

Дом Политехнического общества

В Малом Харитоньевском переулке можно наткнуться на самый настоящий готический замок – редкий экземпляр для нашей столицы. Мрачноватое здание из темного камня с характерными узкими, вытянутыми окнами, башенками и эркерами был возведен в 1906 году для собраний Московского Политехнического общества, основанного в столице еще в 1878 году. Обе даты – и строительства дома, и основания общества – увековечены на фасаде.

Дом Перцовой

Сложное, затейливое, самобытное, как и все народное искусство и промыслы, это здание в стиле неорусского модерна с ассиметричными окнами, ломанной кровлей и панно из майолики москвичи уже много десятилетий подряд называют «домом-сказкой». Когда-то его владельцем был инженер путей сообщения П.Н. Перцов, искренне любивший живопись и покровительствовавший многим художникам. Не даром построена «сказка» по эскизам С. В. Милютина, создавшего первую матрешку.

Особняк и конюшни Л. А. Манташева

Величественное барочное здание с аркой, башенкой и флюгером (ул. Скаковая, 3) ранее служило конюшенным комплексом богатейшего нефтяника и по совместительству коннозаводчика Леона Манташева. К сожалению, два флигеля были утрачены – их, как часто водится в Москве, снесли, даже не получив на то разрешения.

Доходный дом при храме Троицы на Грязех или дом со зверями

Фасад этого здания раз и навсегда врезается в память всем, кто когда-либо был на Чистопрудном бульваре. Белые барельефы (когда-то они были терракотовыми) в виде мифических животных на фоне нежно-голубых стен напоминают кружева на платье. Грифоны, совы, львы и другие фантастические существа, которых отрисовал ученик Васнецова Сергей Вашков, украшают дом на уровне четвертого и третьего этажей.

Усадьба барона Кнопа

Еще один замок, на этот раз неоготический, с зубчатой башней и щипцовыми завершениями, расположился в Колпачном переулке (1900 г.). В то время он принадлежал барону А. Л. Кнопу, монополисту текстильной промышленности. Семья Кнопов занималась оснащением российских фабрик английскими паровыми машинами, на чем и сделала колоссальное состояние. Заслуги перед Российском Империей были столь велики, что Александр II даже даровал династии потомственный титул.

Особняк О.А.Листа

В Арбатских переулках, среди множества неприметных домов, скрыто несколько прекрасных зданий в стиле модерн. Один из них – особняк московского фабриканта Отто Листа в Глазовском переулке. Дом не поражает воображение грандиозным размером или нарочито пышным декором. Он восхищает тихо – выразительностью деталей, разнообразностью отделки и общей цельностью здания. Архитектурная гармония объясняется просто: когда-то дом строил для себя один из самых выдающихся архитекторов своего времени – Лев Николаевич Кекушев. Неудивительно, что многие критики называют особняк квинтэссенцией «кекушевского» стиля.