«Карамазовы», МХТ имени Чехова

«Карамазовы», МХТ имени Чехова

Режиссер Константин Богомолов будто специально злит публику. Но честно предупреждает, что для него «Карамазовы» – не борьба земного с духовным и прочие загадки русской души, а просто детективная история, где надо выяснить, кто кого убил. Четыре с половиной часа театрального времени пролетают мгновенно благодаря блистательному составу артистов (Игорь Миркурбанов, Филипп Янковский, Роза Хайруллина в роли Алеши). Будьте готовы, что среди неглавных персонажей у Достоевского появятся Механические Менты и Бодигарды при инвалидке.

«Катерина Измайлова», Большой Театр

«Катерина Измайлова», Большой Театр

Первую версию этой оперы в пуританские тридцатые годы забраковали: комиссию шокировала сцена насилия над служанкой Аксиньей и прочий натурализм. Вторую версию, переписанную Шостаковичем и как бы «приличную», возродил в этом сезоне главный театр. Только от этой музыки все равно кровь стынет в жилах: уж если русская Леди Макбет Мценского уезда кого-нибудь полюбит, мало не покажется. Трехчасовую махину ставил знаменитый режиссер драмы Римас Туминас, впервые пришедший в оперу, и он отнесся к подробностям либретто с большим почтением.

«Плоды просвещения», Театр Маяковского

«Плоды просвещения», Театр Маяковского

Если хотите увидеть максимальное количество звезд Маяковки, идите именно на этот спектакль. Согласно Толстому он густонаселенный и требует несколько поколений артистов: кому Игорь Костолевский, а кому и Владимир Гуськов. Режиссер Миндаугас Карбаускис и художник Сергей Бархин буквально воплотили в декорациях «зеркало сцены», и в нем, как выяснилось, отражается не только богатый московский дом времен Толстого, но и вполне себе современная жизнь, по сути ничуть не изменившаяся. Пришедшим искать правды курским мужикам по-прежнему может помочь только счастливый случай.

«Медея», МАМТ

«Медея», МАМТ

Силой воли царицы Медеи человечество ошарашено с античных времен: это же надо так возненавидеть мужа, чтобы лишить жизни общих детей. В спектакле крови нет, действие происходит среди прибрежных бетонных глыб, но не обольщайтесь - это чистейший триллер, где тяжестью задуманного буквально пропитан воздух. Едва ли не лучшая роль блистательной сопрано Хиблы Герзмавы, идеально точной в вокале и в актерском мастерстве. Плюс больше нигде в Москве не звучащий Луиджи Керубини под тонкой палочкой маэстро Феликса Коробова.

«Мамаша Кураж», Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко»

«Мамаша Кураж», Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко»

Пронзительная антивоенная пьеса появилась в 1939, когда разразилась вторая мировая, Бертольт Брехт писал ее уже в эмиграции и просто не успел за развитием событий. Фоменки увидели в этой классике актуальный мотив, заставив вспомнить, что всякое участие в зле всегда чревато последствиями. Режиссер Кирилл Вытоптов поставил спектакль в рамках проекта «Пробы и ошибки», словно бы извиняющего любые постановочные идеи, а в заглавной роли трагичной торговки Кураж умница Полина Кутепова.

Электротеатр «Станиславский»

Электротеатр «Станиславский»

Буквально за сезон театр стал модным местом продвинутых театралов. И не просто так: жизнь в нем бьет ключом круглосуточно, в фойе если не фотовыставка, то лекция, если не заседание киноклуба, то мастер-класс. Между тем в театре есть и достойные внимания спектакли. Лучшие в сезоне: «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Хайнера Гёббельса (27-29 июля), скрестивший Пушкина и Кальдерона бесконечный «Стойкий принцип» Бориса Юхананова, рассчитанная на четыре вечера опера современных композиторов «Сверлийцы».