«Я не пифия и будущее предсказывать не берусь, хотя прорицания, прогнозы, утопии и антиутопии, визионерство и футурология — все это практически часть моей работы. Куратор, работая с художниками, все время находится немного между реальностями и часто увлечен идеями и образами будущего. В этом году открывается Дом культуры «ГЭС-2» (этот текст Катерина написала за пару месяцев до открытия. — Прим. ELLE), и это наше, казалось бы, ближайшее будущее, но оно по-прежнему удалено от нас, как и раньше. Это как с полетом на новую планету: близко ты подлетел к ней или далеко — не важно; пока не приземлишься, не узнаешь, как там.

В честь открытия Дома культуры «ГЭС-2»: манифест о том, какой должна быть культурная институция будущего

Разумеется, мы с коллегами уже несколько лет провели в планировании, проектировании, создании программы для «ГЭС-2». А это множество направлений: танец, кино, театр, музыка, издательская программа, работа с городскими практиками сообществ, инклюзивные и публичные программы, программа художественных мастерских «Своды» и, конечно, выставочная часть. Такой шаг планирования, надо сказать, немного расшатывает нервную систему, надо постоянно забегать на несколько лет вперед, представлять и проектировать будущее в деталях в пока не построенном пространстве с людьми, которые пока не знают даже о твоем существовании, — а после возвращаться в настоящее и корректировать все проекты вновь и вновь. Одним словом, так или иначе к вашим вопросам жизнь меня подготовила, и у меня есть образ культурной институции будущего, которую мне, конечно же, хотелось бы видеть в стенах «ГЭС-2». Он примерно таков.

В честь открытия Дома культуры «ГЭС-2»: манифест о том, какой должна быть культурная институция будущего

Культурная институция будущего понимает современное искусство как процесс соучастного познания современного мира во всей его сложности и красоте, создает образ мира как живого и ускользающего хитросплетения идей, действий, эмоций, аффектов, теорий, образов, видéний и ви ́дений — проживание и осознание реальности без упрощений и исключений.

Институция будущего работает с современным искусством не как с изолированной профессиональной дисциплиной, а понимает его как часть общественной жизни и часть современной культуры. Мода, графический, объектный, веб- и гейм-дизайн, нейл-арт, культура парфюмерная и гастрономическая, субкультурные явления — такие же элементы этого пространства, как театр, кино, музыка, танец, драматургия, проза и поэзия.

В честь открытия Дома культуры «ГЭС-2»: манифест о том, какой должна быть культурная институция будущего

Очень важно, чтобы культурная институция была не оазисом в пустыне, а частью сложного и разнообразного ландшафта. Будущее за их количеством и разнообразием, а не за укреплением монополий и доминированием одной-двух институций. Будущее за тем, как мы научимся понимать друг друга, помогать друг другу и работать совместно. Это не лозунг и не блажь, а необходимость. Такая идеальная институция не бюрократична, не технократична, не иерархична и не стремится к централизации всего и всех вокруг себя. Напротив, это сообщество единомышленников, органично встроенное в еще более широкую культурную среду.

Не бывает институций без художников, артистов, авторов — они существуют не для себя и не «в себе», а служат посредником, медиатором, переводчиком и полноправным участником полилога между художниками и обществом. Сейчас в России творческие работники — это по-прежнему одна из самых уязвимых, низкооплачиваемых, нестабильных профессиональных категорий, и пока так будет продолжаться, нельзя построить ничего убедительного и устойчивого.

В честь открытия Дома культуры «ГЭС-2»: манифест о том, какой должна быть культурная институция будущего

Поэтому культурная институция будущего системно заботится обо всех авторах. Культурная институция будущего нечванлива, избавлена от комплексов собственной суперсложности и недоступности. В равной степени она избавлена от пафоса просвещения и избегает искушения упрощения. Однако она обязательно находится в тесной связи с академическим сообществом, транслирует теории и идеи, движения научной мысли, помогает их понять и использовать. И хотя мы знаем, как продуктивно можно быть фланером, праздным прохожим, институции всегда стремятся найти своего настоящего зрителя, а не вести технический учет потребителей предлагаемого культурного досуга. Настоящее достижение институции — это появление зрителя, то есть человека, готового на постоянное общение, возвращающегося собеседника, соучастника.

Культурная институция будущего — чуткий и активный агент изменений в обществе. Она стремится формировать, предлагать повестку, а не следовать сложившимся вкусам и правилам. Институция стремится побудить к полемике по всем вопросам, касающимся этики отношений в культурном производстве и в обществе, включая любые дискриминационные явления».