Сюзанн Паже — не самый легкий собеседник для интервью. Она соглашается на эту «журналистскую пытку» примерно раз в пару лет, но если говорит «да», то рассказывает о художниках и коллекции музея Louis Vuitton Foundation с такими эмоциями и страстью, что потом можно и правда взять перерыв. Мадам Паже двадцать лет работала директором Парижского музея современного искусства, а несколько лет назад стала директором Фонда Louis Vuitton, чтобы помочь Бернару Арно собрать величайшую коллекцию современного искусства. Однако ее подход разительно отличается от других — и подробнее об этом она рассказала нам в редком телефонном разговоре.

Сюзанн Паже — о новой выставке Фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее (фото 1)
Сюзанн Паже, куратор, креативный директор музея современного искусства Louis Vuitton Foundation

Расскажите о коллекции Louis Vuitton Foundation. Как вы выбираете объекты искусства?

Мы можем говорить об этом весь день. В первую очередь Louis Vuitton Foundation — музей, а не фонд, несмотря на название. Наша задача — показать искусство ХХ века, рассказать его историю, объяснить, как оно развивалось и куда движется сегодня. Мы считаем, что искусство рождается из искусства — и доказываем это, выстраивая коллекцию. Чтобы структурировать собрание, мы разделили его на четыре условные линии.

Сюзанн Паже — о новой выставке Фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее (фото 3)
Иза Генцкен. Bouquet. 2004

Субъективный экспрессионизм, попизм (направление, связанное с поп-артом), музыка и созерцательно-медитативное искусство. В первой линии можно будет среди прочих увидеть работы Джакометти, Марка Брэдфорда и Маурицио Каттелана; во второй — Баскии и Андреаса Гурски; в третьей — есть работа Марины Абрамович; в четвертой — Герхарда Рихтера и Кристиана Болтански. Как видите, в каждой есть представители как разных направлений искусства, так и эпох.

У вас есть каталог?

Да, конечно. Мы подготовили небольшой каталог с текстами. Он простой и классический, никаких экспериментов, как иногда это бывало в середине ХХ века. Мы просто хотели рассказать людям, что имели в виду.

Сюзанн Паже — о новой выставке Фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее (фото 5)
Альберто Джакометти. Trois Hommes qui Marchent grand Plateau. 1948

У вас есть любимая работа?

Ой, нет-нет! С каждым экспонатом у меня выстроились очень личные отношения. Мне дорого все. И мы никогда не продадим эти работы. Они для меня как дети!

Как изменилась роль куратора?

Я давно не была куратором, двадцать лет работала директором музея современного искусства и организовала сотни выставок. Я дружу с большинством великих художников современности. И к каждому необходимо найти свой ключ, «поселиться» в работе, «жить» с художником. Каждый раз это путешествие в глубь сознания и идей автора. Будь это Пикассо, Баския, Джакометти или Каттелан — неважно.

Сюзанн Паже — о новой выставке Фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее (фото 7)
Жан-Мишель Баския. Grillo. 1984

Но найти нужно одну-единственную вещь — то, что ищет и сам художник, тот момент, где он нарушает все существовавшие до него правила. То, что отличает его от других, то, что он сам хочет открыть миру о мире самом и о себе в том числе. И такая работа очень вдохновляет — можно сказать, куратор с каждым художником проживает целую жизнь, получает опыт, шок, страсть, переживает любовь и ненависть.

Читайте также:

В Риме открылась ретроспективная выставка Bvlgari

Главные модные выставки этого лета

Директор музея «Гараж» Антон Белов — интервью