Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Приведи в порядок планету: главная выставка сезона в «Гараже» — о взаимоотношениях искусства и экологии

Выставочная программа нового сезона в Музее «Гараж» показывает развитие взаимоотношений искусства и экологии и учит главному — внимательному отношению к планете, на которой мы все живем

На открывшейся в начале мая 58-й Венецианской биеннале современного искусства почти треть павильонов интерпретировали основную тему, заданную куратором одной из самых масштабных мировых выставок Ральфом Ругоффом — «Не дай бог жить в эпоху перемен», — как взаимоотношение человека и природы. Вернее, большая часть из них как раз говорила о возможных и произошедших экологических катастрофах и потрясениях.

Приведи в порядок планету: главная выставка сезона в «Гараже» — о взаимоотношениях искусства и экологии (фото 1)

Джон Акомфра. Purple. 2017

Высшая награда за национальное участие «Золотой лев» досталась павильону Литвы, где на глазах зрителей, смотрящих на перформеров сверху вниз, разворачивалась «опера под палящим солнцем в эпоху антропоцена». Влияние человека на окружающую среду давно заботит не только экоактивистов, но и художников. Эта тема не новая, но чрезвычайно актуальная: количество авторов и кураторов, остановивших свой выбор именно на ней, а не на политических конфликтах и проблемах, показывает: есть о чем говорить. Неудивительно, что главная выставка нового сезона Музея «Гараж» как раз посвящена этой проблеме. «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» кураторы Снежана Кръстева и Екатерина Лазарева определяют как выставку о ближайшем будущем, в котором «экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов». Даты в ее ­названии выбраны неслучайно: по мнению известного эколога и демографа Пола Эрлиха, 2030-й является датой исчерпания нефтяных ресурсов на нашей планете и, соответственно, концом нефтяной эпохи, в то время как еще в 1960-е писатель-фантаст Артур Кларк предрекал, что люди начнут колонизировать другие планеты к 2100-му. То есть эти условные 70 лет между представляются абсолютно новой эпохой, когда человечеству придется научиться жить на Земле, которую оно почти полностью уничтожило, с тем ощущением, что у нас нет запасной планеты. Будущее при этом, по словам кураторов, перформативно, то есть зависимо от действий людей сейчас и в каждый новый момент времени.

Приведи в порядок планету: главная выставка сезона в «Гараже» — о взаимоотношениях искусства и экологии (фото 3)

Хейден Фаулер. Together Again. 2017

Первые серьезные эксперименты, показывающие, насколько заметное влияние человечество оказывает на ту планету, на которой живет, относятся к концу 1960-х — моменту появления лэнд-арта. И с тех пор художники активно не только взаимодействуют с окружающей их природой, но и придумывают все новые способы, чтобы привлечь внимание широкой общественности к возникающим проблемам. Наглядно показать развитие художественной мысли на тему экологии на выставке призваны произведения полусотни художников. При этом здесь представлен ряд исторических работ, в которых искусство начинает относиться к природе не просто как к декорации, — гобелены XVI века, где она виделась вне контроля человека, а также голландские пейзажи XVII века. Они дополнены весомым количеством произведений новейшего искусства, показывающих развитие взаимоотношения ­искусства и экологии — от объективизации природы до понимания ее в качестве системы, от иронии по поводу экориторики до практических предложений для реальной жизни.

Будущее, по словам кураторов, перформативно — то есть зависимо от действий людей сейчас и в каждый новый момент времени

Важным моментом выставки «Грядущий мир» стала ее предельная «экологичность»: новые архитектурные конструкции построены из оставшихся от предыдущих экспозиций, а в стремлении оставить выставкой наименьший углеродный след кураторы отказались от транспортировки произведений искусства, где это было возможно. Так, часть работ, к примеру, Марты Рослер и Титы Салины, воссоздана по эскизам, 14 создана специально, а десять — представляют собой новые версии существующих произведений. Некоторые из них созданы в непосредственном сотрудничестве с местными экспертными сообществами — заводчиками пчел, исследователями медуз, специалистами по очистке воды. Команда пошла даже дальше — и отказалась от печатных буклетов в пользу электронного каталога, который дополнен мобильным и аудиогидом, а инклюзивным отделом музея разработан видеословарь экотерминов на русском жестовом языке.

Приведи в порядок планету: главная выставка сезона в «Гараже» — о взаимоотношениях искусства и экологии (фото 7)

Патриция Паччинини. Litter. 2010

Выставка «Грядущий мир» и специальные инсталляции на площади искусств просуществуют до первого декабря. В рамках же программы Garage Atrium Commissions будет представлена работа китайского художника Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские тараканы. 1959–2019», отсылающая к «кухонным дебатам» Никсона и Хрущева на открытии Американской национальной выставки в Москве в 1959 году. А на Garage Live состоится сайт-специфик-перформанс норвежской художницы Тури Вронес. Планировать свое лето нужно уже сейчас — откладывать до осени посещение «Гаража» не стоит.

Читайте также:

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз