Партнерский материал

Lina D: «Дизайн создает пространство вокруг нас»

Основательница New Art International Design School — о важности дизайна, устойчивом бизнесе и роли женщин в современных корпорациях

Осведомленность о соответствующих социальных, экологических и профессиональных тенденциях и событиях и использование этой информации в интересах компаний — то, что сегодня на повестке дня среди представителей делового поля. Lina D, основатель New Art International Design School, руководитель бюро Lina D. Design Bureau и Президент Design Point Club рассказала о значимости устойчивого развития бизнеса, разумного потребления и поддержания гендерного баланса в сфере дизайна.

В чем особенность вашей профессиональной сферы — интерьерного дизайна — с точки зрения современных трендов на устойчивое развитие и социальную ответственность?

Я уверена, что дизайн имеет огромное влияние на развитие и продвижение социально значимых тем в обществе. К примеру, тренда на устойчивость, равенство, инклюзивность и многообразие. Дизайн разрабатывает и совершенствует пространство вокруг нас, формируя таким образом наши ценности. Оглянитесь вокруг: все, что нас окружает — это продукт работы дизайнеров.

Мне кажется, основная сложность тут заключается в недостаточной осознанности участников процесса по обе стороны баррикад: заказчик часто хочет видеть традиционный, шаблонный стиль, а дизайнер не всегда понимает всю силу своего творческого влияния на общество и предоставляет тривиальные проекты.

Какие примеры дизайна, созданного по принципам sustainability и экоосознанности, вы считаете самыми яркими?

Для начала — несколько кейсов из работы моей команды. Например, при оформлении праздничной площадки в детском центре мы решили придерживаться ценностей компании и вместо использования новых материалов, которые завтра, возможно, будут выброшены, использовали мебель и интерьерные аксессуары, уже бывшие в употреблении. Так нам удалось не только решить проблему неэкологичной утилизации старых вещей, но и вовлечь в этот процесс детей, приносивших свои старые игрушки для декорирования сцены. Ребятам, включенным в подготовку, было наглядно продемонстрировано, как на деле работает разумное потребление.

Среди сторонних проектов могу выделить выставку, которую я недавно посетила. Она посвящена устойчивым техникам в дизайне и показывает, насколько текстильная промышленность завязана на эксплуатацию природных ресурсов и какие катастрофические последствия это имеет. Natural Assets включает серию проектов, посвященных растениям и их скрытому потенциалу в сохранении окружающей среды. Всем советую ознакомиться.

Корректно ли будет сказать, что дизайн — одна из тех сфер, которые первыми должны воспринимать все новые веяния?

Абсолютно верно. Дизайн одна из самых мощных сфер нашей жизни, независимо от того, осознаем мы это или нет, и он может быть вдохновляющим и просвещающим.

У термина «дизайн» много разных определений, но я считаю, что он касается двух вещей: дизайна, ориентированного на решение, и художественного самовыражения. Обе формы помогли человеческому роду выйти в современный мир. Наша способность использовать дизайн как выразительную систему, а также как процесс разработки решений очевидна на всех этапах жизни человечества.

Почему вы сами решили делать акцент на sustainability?

Я всегда интересовалась, как взаимодействуют люди и природа. Но полное понимание того, какой хрупкой может быть жизнь на земле и окружающая среда, пришло ко мне во время поездки на Бали. Именно там я стала свидетелем яркой иллюстрации экологических проблем, к примеру, неочищенных от вредных отходов берегов и, как результат, «пластикового супа» в океане. Легко догадаться, откуда этот мусор там: на 80% — с берегов. Так, увидев своими глазами огромное скопление пластика в «мусороворот», я не могла не отразить эту проблему в своей профессиональной деятельности. Я искренне верю, что масштабные изменения начинаются с человека, и поэтому решила использовать свой бизнес как открытую площадку для освещения экологических проблем, устойчивого развития и разумного потребления.

Меня вдохновляют работы моих коллег по всему миру: Сингапур, Гонконг, Венеция. Также Сидней стал первым городом в Австралии, принявшим «политику зеленых крыш и стен». В Сиднее более чем несколько проектных и строительных компаний начали предлагать установку зеленых стен и другие продукты для озеленения, чтобы помочь городу сократить выбросы парниковых газов на 70 процентов в 2030 году.

С какими трудностями вам пришлось столкнуться, внедряя принципы sustainability в свой бизнес?

Главная трудность, с которой я столкнулась в процессе ведения «зеленого» бизнеса в своей стране заключается в непонимании местной среды значения таких терминов как устойчивость. Многие не до конца понимают проблемы, связанные с неосознанным использованием природных ресурсов, и их последствия. Я полагаю, что в этом вопросе еще придется разбираться и на конкретных примерах повышать культурный код и осведомленность граждан.

В клубе Design Point Club, который вы организовали, часто обсуждаются социально-острые темы и то, как они должны быть представлены сфере дизайна. Поделитесь самыми острыми и горячими топиками? Что вызывает в дизайнерском сообществе наибольших резонанс?

Мне представляется, что наиболее острой является проблема инклюзивности в обществе, она вызывает наибольший резонанс и отклик в сердцах людей. А понимание того факта, что мы как дизайн-сообщество можем улучшить среду для людей с инвалидностью мотивирует резидентов Клуба и тех, кто за нами давно наблюдает.

Инклюзивный дизайн — устройство среды таким образом, чтобы она была доступна и использовалась как можно большим количеством людей, независимо от возраста, пола и физических особенностей. Более того, в рамках DesignTalk я увидела инклюзивные лобби отелей, музеи и другие площадки, что вдохновило меня сделать первые шаги дизайна вовлечения уже в России и Казахстане. Хороший дизайнер — это тот, кто обладает развитой способностью к сопереживанию и хочет создавать проекты, которые охватывают всех людей.

Вы ведете бизнес в Казахстане — влияет ли восточная культура на деловой подход?

Однозначно каждая страна предполагает свою специфику отношения к тем или иным вопросам. В Казахстане превалируют семейные традиционные ценности, что затрагивает область ведения бизнеса. Здесь меньше карьерно ориентированных женщин, например, однако это мотивирует меня как работодателя вдохновлять и заинтересовывать новую аудиторию.

Вы являетесь Членом Ассоциации деловых женщин Казахстана и часто нанимаете женщин на работу. Какие качества в деловых девушках вы цените больше всего?

В индустрии множество талантливых женщин, но, придерживаясь предрассудков, многие работодатели упускают их отличные возможности и потенциал. Многочисленные исследования показывают, что команды с женщинами работают лучше, а компании с женским руководством не менее прибыльны, чем при мужском лидерстве. На мой взгляд, гендерные предубеждения затрагивают всех: они держат мужчин и женщин в определенных социальных ролях, которые не могут быть удобными для всех в нашем мире. В рамках моего бизнеса женщина имеет большое значение — 90% моих клиентов женщины, также в моей они компании широко представлены. Я очень ценю женское начало и энергию в творчестве и бизнесе. На мой взгляд, женщины показывают особый тип лидерства и присутствия в деловой среде: они более склонны к эмпатии и коммуникации, что крайне важно для профессии дизайнера.

Опишите свой опыт участия в Премии и Форуме «Woman Who Matters». Почему представителям бизнеса важно открыто говорить о собственных кейсах?

Форум «Woman Who Matters» предоставляет всем участникам и спикерам уникальную возможность объединения бизнес-проектов и обсуждения насущных вопросов для их решения и качественного изменения ситуации в обществе. Для меня существование такой площадки является большим прорывом для представителей дизайн-пространства, которые сосредоточены на изучении проблем несправедливого распределения в социуме, будь то экологические растраты или гендерный разрыв.