Основательница Baibakov Art Projects Мария Байбакова сегодня — одна из самых влиятельных женщин на международной арт-сцене и огромная поддержка и опора для современных художниц. Будучи большим экспертом в области искусства и феминисткой, она помогает продвигать работы женщин на мировом уровне: устраивая им персональные выставки и добиваясь особого положения на престижных аукционах. Маша уже много лет входит в Исполнительный комитет Ассоциации женщин искусства в Лондоне (AWITA), является основателем совета Artemis в Новом музее в Нью-Йорке. Artemis Council поддержал более 30 выставок женщин-художниц, а в его состав входит принцесса Евгения. Байбакова создала учебное пособие для студенток, изучающих искусствоведение при женском колледже Barnard (Columbia University, Нью-Йорк), и состояла в попечительском совете организации в течение пяти лет.

В 2018 году Маша запустила проект The Art of Empowerment в поддержку ООН Женщины Великобритании. Его суть: тиражная работа актуальной художницы (30 экземпляров) продается онлайн, а вырученные средства идут на благотворительные цели в поддержку других женщин при ООН, такие как программа «Безопасные пространства сейчас». Первой участницей The Art of Empowerment стала Тшабалала Селф, второй — Жаде Фадожутими, а третьей, в непростое время пандемии, — Лаквена Макивер.

Фото №1 - Колумнист ELLE Мария Байбакова — о том, как женщины-художницы поддерживают других женщин
Мария Байбакова и Тшабалала Селф

В честь Международного женского дня ELLE узнал об итогах одной из самых заметных культурных программ в поддержку женщин. И поговорил о том, как именно женское искусство помогает пережить непростое время пандемии.

Фото №2 - Колумнист ELLE Мария Байбакова — о том, как женщины-художницы поддерживают других женщин
«Принцесса», Тшабалала Селф

ELLE Давайте вернемся к истокам. Что было сначала: ваше независимое решение организовать такое важное мероприятие и уже затем поддержка ООН? Или именно ООН предложили создать инициативу, которую вы возглавили?

МАРИЯ БАЙБАКОВА Я познакомилась с Клэр Барнэт — директором программы ООН Женщины Великобритании — в августе 2018 года, будучи на шестом месяце беременности. Так как я с университетской поры являюсь активистом в сфере прав женщин, то понимала важность и вес программы ООН Женщины — ведь они являются единственным по истине глобальным игроком, который лоббирует правительство и работает над реальными переменнами в мировом масштабе. Мне очень понравилась сама Клэр и ее видение, я захотела помочь этой важной организации, но прекрасно осознавала, что ограничена сроками и возможностями. С 18 лет я работаю в сфере искусства и, соответственно, начала думать о том, как связать арт-индустрию с ООН Женщины Великобритании. Я работаю именно с современным искусством и дружу со многими художниками, кураторами, галеристами и коллекционерами. Я обратилась к нескольким знакомым коллекционерам и спросила их, какой формат поддержки пришелся бы им по душе. Я поняла, что многие устали от аукционов, а вот приобрести отличное искусство «недорого» (по меркам арт-рынка) многие были готовы. Я решила создать тиражную программу художников, которые идентифицируют себя как женщины. Обычно тиражные работы — это принты на бумаге. Могу сказать по себе, эти работы чаще всего складывают в ящик, где они, необрамленные, лежат годами. Я не хотела, чтобы мои проекты постигла та же участь, и решила предложить художницам работать не с бумагой, а с текстилем. Ведь вышивание, набивной рисунок и другая работа с материалами — эти умения объединяют многих женщин разных времен и народов. Но, тем не менее, их часто не преподносят как «искусство», считая скорее ремеслом. Тиражная работа на ткани стала просто идеальным решением!

Времени становилось все меньше и меньше, и надо было двигаться вперед. Для первого проекта я пригласила хорошо знакомую мне Тшабалалу Селф, которая использует ткани в своих работах. Она быстро согласилась и предложила создать тиражную работу на базе ее знаменитой картины под названием «Принцесса», которая была создана в 2017 году (и была продана на аукционе Philips в 2020 году за $585 000). Мы создали ее в кратчайшие сроки и успели запустить проект, хотя на тот момент я уже была на девятом месяце беременности. 

27 ноября 2018 года, в Giving Tuesday, мы запустили проект The Art of Empowerment в поддержку ООН Женщины Великобритании. Меньше чем за два часа после открытия продаж все 30 экземпляров были распроданы — и мы подняли бокалы за такой стремительный успех, собрав 10% от ежегодного (!) бюджета ООН Женщины за такой кратчайший период! 

Фото №3 - Колумнист ELLE Мария Байбакова — о том, как женщины-художницы поддерживают других женщин
Мария Байбакова и Жаде Фадожутими
Фото №4 - Колумнист ELLE Мария Байбакова — о том, как женщины-художницы поддерживают других женщин
«Скопление мыслей», Жаде Фадожутими

Как вы выбираете художницу для каждого мероприятия? Чем обусловлен выбор? Это только ваше решение? Или некоего совета? 

В результате нашего успешного запуска в 2018 году в ООН Женщины пригласили меня стать Советником по вопросам культуры и благотворительности. Я сама выбираю героинь проекта, но всегда советуюсь с главой ООН Женщины для одобрения кандидата. Я состою в очень многих советах в разных организациях и поэтому особенно ценю шанс задавать генеральное видение самой.

Что вы можете сказать о третьем выпуске программы The Art of Empowerment?

В прошлом году это было актуально как никогда. Пандемия ударила по женщинам сильнее всего, они гораздо драматичнее ощутили ее последствия. И это связано в том числе и с тем, что на них целиком легло бремя непрерывных домашних хлопот и заботы о детях в контексте закрытых школ и детских садов. При этом многие женщины продолжали работать. То есть одновременно в очень непростое время исполняли сразу несколько важных ролей. Пандемия сильно сказалась на психологическом и экономическом состоянии женщин во всем мире. The Art of Empowerment 2020 года был проведен в адрес проекта ООН, который занимается поддержкой женщин, оказавшихся в бедственном положении из-за пандемии. Женщины всегда были настроены на поддержку друг друга, создание комьюнити, и сейчас это особенно ярко проявляется. 

Фото №5 - Колумнист ELLE Мария Байбакова — о том, как женщины-художницы поддерживают других женщин
Мария Байбакова и Лаквена Макивер
Фото
Philip Sinden

Как выстроено ваше взаимодействие с программой ООН Женщины? Это большое мероприятие раз в год? Или что-то еще?

Да, The Art of Empowerment — это мероприятие, которое проходит раз в год. Вот уже третий год подряд у нас все очень здорово складывается! Так получается, что женщина-автор, которую мы выбираем для создания тиражной работы, потом очень быстро становится суперзвездой. Все работы продают онлайн, а оффлайн-мероприятие всегда связано с осмотром одного примера этого тиража. Наше мероприятие проходит в Giving Tuesday — первый вторник следом за «черной пятницей» (в конце ноября / в начале декабря), когда люди повсеместно поддерживают любимые благотворительные фонды.

Еще одна большая удача: нам удалось провести реальное превью работы в 2020 году, ведь именно в тот момент, в начале декабря, ограничения в Лондоне временно были послаблены на три недели, наступила «оттепель» между локдаунами. Событие проходило в новом шикарном месте в Лондоне — Cromwell Place. Это членский клуб для сотрудников современного искусства. Там много залов разного формата для показа работ. Во время пандемии это стало особенно актуально, так как позволяет галереям снимать пространство под превью работ или выставок.  

Ну и еще одно счастливое совпадение, уже для меня лично. Первый запуск программы я делала на 36-й неделе беременности, а в этот раз — на 25-й. И это приобрело для меня еще большее значение: став матерью, я еще более трепетно начала относиться ко всем женским проблемам. 

Фото №6 - Колумнист ELLE Мария Байбакова — о том, как женщины-художницы поддерживают других женщин
Мария Байбакова и Лаквена Макивер
Фото
Philip Sinden
Фото №7 - Колумнист ELLE Мария Байбакова — о том, как женщины-художницы поддерживают других женщин
«Поднимает тебя выше», Лаквена Макивер

Какая работа особенно помогла вам пережить карантин и служила дополнительным вдохновением?

В моем случае очень важно постоянно иметь доступ к хорошему искусству. И в контексте пандемии у меня, как у коллекционера, появилось больше возможностей покупать какие-то работы, которые я очень ценю. Одна картина, которую я приобрела прошлым летом, стала мне особенно дорога. Это работа художницы Марии Беррио, которая нарисовала портрет своего маленького сына. Так как сейчас я ожидаю появления на свет второго сына, она очень сильно во мне отзывается. Эта картина очень нежная, приватная. В контексте карантина мы все ушли в частную жизнь, и именно такое искусство становится сегодня ближе всего.