ELLE Изначально чья это была идея организовать в рамках ПМЭФ — Форум креативного бизнеса? Вы ориентировались на какие-то западные аналоги? Или это уникальная инициатива?

ЕЛЕНА МАРИНИНА Сейчас мало кто сомневается в том, что креативные и инновационные проекты превратились в локомотив мировой экономики и существенно влияют на выбор пути, по которому развивается наша цивилизация. Ощущение необходимости грамотного регулирования, помощь в создании благоприятных условий для их развития — это неотложная задача сегодняшнего дня. Инициатива организовать ФКБ в рамках крупнейшего и самого представительного делового форума страны преследовала цель собрать на одной площадке все заинтересованные стороны. Для России это пока что уникальный опыт. Безусловно, похожие форумы проводятся во всем мире, но именно у нашей страны громадный и пока не реализованный потенциал в развитии креативной экономики. 

Фото №1 - Какие сферы бизнеса сегодня — самые прибыльные? И сколько стоит воображение? Актуальный разговор с Еленой Марининой, директором Форума креативного бизнеса

Как на эту идею откликнулся креативный сектор, а как — бизнес?

Те, кто представляет креативный бизнес, отрасли, основанные на интеллектуальной деятельности, с энтузиазмом поддержали идею проведения Форума. Бизнес проявил не меньшую заинтересованность. Представители большого бизнеса видят, что это самый быстрорастущий сегмент экономики, который тянет за собой развитие инфраструктурных и социальных проектов. Кроме того, появление новых бизнесов, находящихся на стыке творчества и предпринимательства, ведет к созданию новых рабочих мест. Но пока они досконально не разберутся в том, как это работает применительно к их сфере интересов и какой от этого сотрудничества может быть долгосрочный выигрыш, большинство не станет спешить предлагать поддержку коллегам из креативного сектора. В России взаимодействие креативного сектора и большого бизнеса, позволяющее максимально эффективно воплотить в реальность синергию этих разных сфер деловой активности, пока еще не достигло достойного уровня. Поэтому я уверена, что именно такие площадки обмена идеями, как ФКБ, придадут необходимый импульс развитию такого взаимодействия и помогут определить правильный вектор движения.

Как вы подводили итоги? В чем измеряется успех вашего Форума?

Форум собрал вместе лидеров креативных индустрий, флагманов отечественного и мирового бизнеса, высших государственных чиновников. Успех форума заключается уже в том, что все они — режиссеры, дизайнеры, урбанисты, арт-менеджеры и блогеры — получили возможность обсудить с представителями деловых кругов животрепещущие вопросы развития креативной экономики, выведение российских проектов на мировой уровень, цифровизацию искусства, образование и моду ближайшего будущего.

Мы организовали и провели 26 сессий с участием более 200 экспертов. Среди них — Сергей Шнуров, Константин Богомолов, Ксения Собчак, Тина Канделаки, Даня Милохин, Тимур Бекмамбетов, Сергей Капков, Марина Лошак и Софья Троценко. Интерес к тому, что обсуждалось в рамках этих встреч, оказался огромным. На платформе ВКонтакте было отмечено более миллиона просмотров прямых эфиров сессий. К соцсетям Форума обратились 1,8 млн пользователей, а общий охват аудитории составил более 60 млн человек.

Фото №2 - Какие сферы бизнеса сегодня — самые прибыльные? И сколько стоит воображение? Актуальный разговор с Еленой Марининой, директором Форума креативного бизнеса

Насколько креативная сфера — прибыльная? И может влиять на экономику как отдельной компании, так и всей страны?

Квалифицированного анализа по вкладу в экономику страны у российских креативных индустрий пока нет. Одни оценки говорят о 0,5% ВВП — это около 500 млрд рублей, другие оценивают в несколько триллионов. В любом случае сферы изобразительного искусства, СМИ, издательства, рекламы, туризма, кибериндустрии имеют колоссальный как коммерческий, так и культурный потенциал. Современный тренд — это реализация экономического потенциала креативного сообщества. Творческие индустрии сегодня выступают драйверами экономического развития. Эксперты считают, что развитие креативной экономики напрямую связано с качеством человеческого капитала, а Россия всегда была и остается богата талантами. Мы видим свою задачу в создании благоприятной среды для претворения творческих инициатив в жизнь.

Прошедший ФКБ стал очень обсуждаемым: не только из-за участия известных режиссеров, писателей, художников, но и благодаря блогерам и тиктокерам. Почему вы решили пригласить представителей соцсетей? Они действительно меняют сегодня бизнес-ландшафт? Вся эта шумиха вокруг блогеров-миллионников — это примета времени, которой что-то или кто-то может так же быстро прийти на смену, или устоявшаяся данность?

Медийный ландшафт изменился на наших глазах и продолжает эволюционировать. Параллельно с традиционными, привычными нам формами музыки, литературы и кино появились и развиваются новые — биты, блоги, посты, подкасты и виртуальные пространства. До 2011 года в рунете блогеры выкладывали свои ролики на голом энтузиазме. Но аудитория росла. Когда число пользователей на том же YouTube превысило 2 млрд человек, для рекламодателей стала совершенно очевидной необходимость поиска контактов со звездами интернета. Со временем уже блогеры стали представлять популярные бренды.

Коммерческая привлекательность видеосервисов продолжает расти. Площадки развивают формат прямых эфиров, внедряют продажу товаров напрямую из видеороликов. Китайский Tik Tok безумно популярен у молодежи. Там легче раскрутить свой канал, чем на YouTube. Это каналы связи с молодым поколением и фактически бескрайний рынок для тех, кто сможет туда войти. Появление на нашей сессии Дани Милохина, популярного тиктокера с многомиллионной аудиторией, стало еще одним неординарным событием Форума креативного бизнеса. Именно эти представители креативных индустрий меняют привычный бизнес-ландшафт, создают предпосылки и возможность создания в России своих виртуальных площадок, на которых будут рождаться российские тренды. И бизнес заинтересован в кооперации с молодыми талантами в реальном времени, ведь никто кроме них не знает свою аудиторию лучше.

Фото №3 - Какие сферы бизнеса сегодня — самые прибыльные? И сколько стоит воображение? Актуальный разговор с Еленой Марининой, директором Форума креативного бизнеса

Какие темы в креативной индустрии сегодня самые дискуссионные?

Как правило, традиционно внимание аудитории привлекают табуированные темы. Яркий пример — творчество участника нашей сессии в рамках ФКБ Константина Богомолова. Обсуждение постановок самого модного режиссера Москвы в информационном пространстве соцсетей регулярно становится чуть ли не популярнее самих спектаклей. Больше разговоров о спектакле — больше очередь в кассу. Обсуждение острых вопросов, дискуссия вокруг «запретных» тем привлекают всеобщее внимание, и это вклад креативной индустрии в преодоление искусственных барьеров между людьми. Обратить внимание на проблему само по себе становится первым шагом на пути решения этой проблемы.

Насколько активно сегодня государство вкладывается в развитие креативных индустрий? Как вы сами оценивание уровень их развития в России?

Креативные индустрии во многих развитых странах признаны крупным и постоянно растущим компонентом экономики. Креативный сегмент пользуется существенной и целенаправленной государственной поддержкой, например, в Великобритании и Китае. Для развития креативных индустрий в России тоже нужна поддержка государства. Чтобы добиться устойчивого развития этого сектора экономики, нужно определить общие потребности и возможности, убрать преграды и минимизировать риски. Поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса выступит катализатором развития креативных индустрий — цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры. Я считаю крайне важным не только показать и творческому сообществу, и деловым людям новые возможности, которые возникают при этом, но и обратить внимание чиновников на тот импульс, которым эти специфические отрасли в состоянии ответить на поддержку со стороны государства. У нас в этой сфере пока ощущается некая разрозненность действий, поэтому именно организация площадок для обсуждения возникающих вопросов поможет оптимизировать вопросы взаимодействия государства с креативной индустрией.

Фото №4 - Какие сферы бизнеса сегодня — самые прибыльные? И сколько стоит воображение? Актуальный разговор с Еленой Марининой, директором Форума креативного бизнеса

Какие креативные индустрии, направления, бизнеса — самые перспективные? Или к чему сейчас привлечен наибольший интерес?

В мире нет единой позиции, что относить к креативным индустриям и как их регулировать. В Великобритании частью креативной экономики считают рекламу, архитектуру, дизайн, но не учитывают туризм и научно-техническую деятельность. А в Таиланде в креативные индустрии включены, например, национальная кухня и медицина. Наиболее перспективными считаются сферы IT и видеоигр, киноиндустрия, музыка, издательское дело, дизайн и мода. 2021 год объявлен Годом креативной экономики, что будет способствовать интенсивному развитию креативной сферы, созданию оптимальных условий для проявления ее потенциала.

Как вам кажется, креативный кластер в России за последнее время сильно помолодел? И вообще креатив в бизнесе — это прерогатива молодых?

Создание оригинальных бизнес-идей — это особый стиль мышления, который позволяет увидеть новое. Такие таланты свойственны не только молодому поколению. Но именно в среде инициативной молодежи в полной мере проявляется способность использовать новые сочетания знаний, генерировать новые продукты, совмещать коммерческую деятельность и социальные цели, повышать уровень и качество предлагаемых услуг. Они готовы преодолевать возникающие на их пути преграды, они нацелены на достижение результата. Накопленный опыт полезен, но он имеет и негативное свойство — заставляет мыслить через призму прошлого успеха и зачастую отвергать конструктивную критику. Умение смотреть по-новому на поставленные задачи — вот в чем преимущество молодого креативного кластера.

Как вы сами оценивание будущее созданного вами Форума? Он продолжит собирать на своих площадках спикеров или это была разовая история во время ПМЭФ?

Форум креативного бизнеса показал свою эффективность в качестве площадки для масштабного общения, взаимополезных дискуссий, обмена новыми знаниями, идеями и опытом. У него, безусловно, есть будущее. И наши спикеры готовы к продолжению сотрудничества, потому что понимают свою важную роль в нашей общей работе по созданию максимально комфортной среды для успешной работы креативных индустрий.

Если у Форума будет продолжение, думаете ли вы о привлечении иностранного креативного класса и выстраивании диалога Россия — мир, как это делается в рамках самого ПМЭФ?

Мы намерены продолжать нашу работу. Нам всем надо встречаться и обмениваться информацией. Вопросам диверсификации экономики, формированию комфортной городской среды и многим другим сферам современной жизни, на которые влияет креативная индустрия, в развитых постиндустриальных экономиках уделяется пристальное внимание. В них видят источник развития и стабильности общества. Изучение их опыта и знаний на пути к построению в нашей стране креативной экономики, в которой основным фактором успеха будет творческая активность людей, и способность создавать принципиально новые продукты — крайне важны для нас. Участие в наших будущих встречах обязательно будут принимать самые успешные представители креативных индустрий со всего мира.