В феврале «Гоголь-центру» исполнилось пять лет – за это время он успел стать одной из самых обсуждаемых отечественных театральных площадок. Той самой, которая гремела на всю столицу своими спектаклями-провокациями, спектаклями-откровениями. Той самой, которая все это время формировала повестку дня, организовывая лекции по театральному артхаусу и премьерные кинопоказы, и открывала новые голоса в музыкальном и арт-пространстве. Сам «именинник» отметил важную дату 2 февраля, сыграв праздничный концерт, в котором приняли участие друзья театра, приглашенные звезды и штатные артисты «Гоголь-центра». А мы придумали собственное поздравление. В честь 5-летия любимого детища режиссера Кирилла Серебренникова ELLE попросил актеров Одина Байрона, Светлану Мамрешеву и Георгия Кудренко прочесть стихотворение знаменитого русского поэта Михаила Кузмина, которому посвящен спектакль «Кузмин. Форель разбивает лед». Постановка номинирована на «Золотую маску – 2018» в категории «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая мужская роль».

Пять лет свободы

Свобода для них не просто слово, а призыв — к самовыражению без рамок, к творчеству без границ. Еще учась в Школе-студии МХАТ и называясь Седьмой студией, эти ребята ломали стереотипы о том, как должна проходить подготовка актера: вместо традиционной «классной» и «домашней» работы, всех этих читок, зубрежек, этюдов, они танцевали, пели, сочиняли музыку, кожей вживаясь в персонажей. Их воспитывали «синтетическими» артистами – то есть такими, которые могут все. О свободе кричат их первые спектакли в рамках проекта Кирилла Серебренникова «Платформа» на «Винзаводе» – революционный триллер «Отморозки» по мотивам романа Захара Прилепина «Санькя» (эта работа получила «Золотую маску» в номинации «Лучший драматический спектакль малой формы», 2011-2012) и психоаналитическое путешествие «Сон в летнюю ночь», перенесенное из шекспировской эпохи в российскую действительность. Все это — о свободе говорить и констатировать. О свободе выбирать. Пять лет назад, 2 февраля 2013 года, на открытии Гоголь-центра резиденты представили постановку «00:00». Она стала точкой отсчета жизни театрального пространства, в котором классические тексты сосуществуют с новой драмой, а традиционный театр – со смелым перформансом. В последующие годы создаются спектакли, свободные от рамок и приглашающие к дискуссии на любые темы, от вневременных до остро актуальных: откровенная «Русская красавица» по пьесе Виктора Ерофеева, о злоключениях проститутки, смелые «Идиоты» по мотивам фильма Ларса фон Триера – манифест поколения почти-тридцатилетних, философский «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, сделавший помешанного на религии школьника Вениамина едва ли не героем нашего времени. «Обыкновенная история», «Кому на Руси жить хорошо», «Машина Мюллер». Название постановок можно перечислять бесконечно — и нам очень нравится это делать, ведь каждая из них – синоним театра, который не боится брать на себя ответственность за общество, в котором находится, и открыто говорит о его проблемах. В мае 2016-го в «Гоголь-центре» стартовал поэтический проект «Звезда», пятая и финальная часть которого, спектакль Филиппа Григорьяна «Маяковский. Трагедия», вышла ко дню рождения театра. Это не только дань ведущим поэтам ХХ века, но и, как водится, приглашение к разговору о судьбах тех, кто в России больше чем поэт: Борисе Пастернаке, Анне Ахматовой, Владимире Маяковском, Осипе Мандельштаме и Михаиле Кузмине.

Спектакли проекта «Звезда» можно увидеть в «Гоголь-центре» в феврале.