Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Арт-колонка: как искусственный интеллект участвует в создании произведений искусства

После увлечения блокчейн-технологиями у арт-мира появилась новая мания. Теперь искусственный интеллект на равных с художником участвует в создании передовых произведений

История сотрудничества художников с различными обучаемыми машинными алгоритмами последних лет, на основе которых так называемым искусственным интеллектом за последнее время и создано большинство художественных произведений, порождает множество споров. Очевидно, что все эти умные алгоритмы, обрабатывающие огромное количество изображений, текста, звуков или видео, на основе которых потом машина выдает некую работу, написаны человеком. Да и «пищу для размышлений», наборы анализируемого материала, подбирает художник. Он же косвенно отвечает и за финальный результат: машине нужно указать конечную форму того, что она создаст на выходе, — будет это изображение, звук или что-нибудь другое. Логично задать вопрос: если все фактически подготовил художник, то почему в арт-кругах говорят о том, что работа создана искусственным интеллектом? И еще один: кем считают себя сами художники, «срежиссировавшие» появление произведения искусства, во всем этом процессе? Давайте разбираться.

Арт-колонка: как искусственный интеллект участвует в создании произведений искусства (фото 1)

Су-Вэн Чанг. Drawing Operations. 2018

Возможно, об искусственном интеллекте и создаваемом им искусстве не говорили бы так много, если бы не громкая аукционная продажа, которая состоялась в октябре прошлого года. Тогда на Christie’s, самом большом игроке мира офлайн- и онлайн-торгов, «Портрет Эдмона Белами» арт-группы Obvious был продан с 45-кратным превышением нижней границы оценочной стоимости — за $432,5 тыс. Невероятный успех для впервые выставленной на аукцион работы, за которой стоит машинный алгоритм. В торгах участвовали и несколько российских клиентов, воодушевившихся их исторической значимостью. До этого подобные работы коллектива в виде распечатки на холсте цифрового изображения, полученного в ходе «творческой деятельности» искусственного интеллекта, продавались в одной из галерей за $7–10 тыс. И очередь за ними не стояла. Интересно еще и то, что Obvious далеко не первопроходцы во взаимодействии с искусственным интеллектом; мало того, для работы, проданной на Christie’s, они использовали общедоступный алгоритм. Его создал 19-летний Робби Баррат, программист и художник, работающий в исследовательской лаборатории Стэнфордского университета. Его код обрабатывает огромное количество переданных ему изображений, а потом выдает определенный результат. В случае с «Портретом Эдмона Белами» компьютеру нужно было проанализировать больше полутора десятков тысяч портретов, созданных за последние 500 лет, а потом сконструировать свой. Сравнивая финальную работу с загруженными картинами, машина не должна была разобраться, что сделано художником из плоти и крови, а что — алгоритмом.

Арт-колонка: как искусственный интеллект участвует в создании произведений искусства (фото 3)

Су-Вэн Чанг. Drawing Operations. 2018

Эксперименты Баррата на фоне того, что делают Obvious, вообще выглядят чрезвычайно передовыми. Один из его кодов создавал, к примеру, из фотографий обнаженных тел новых существ, внешний вид которых чем-то напоминал работы Фрэнсиса Бэкона. Только вместо знаковых для британского художника деформаций лица он делал акценты на топологии человеческого тела вроде складок кожи. Другой код Робби осваивал всю дискографию Канье Уэста. Интересный проект касался и модной индустрии: на основе лукбуков Balenciaga была создана документация нового показа, где все модели одежды, более асимметричные и странные, были нарисованы искусственным интеллектом. Вместе с дизайнером Mushbuh Баррат хочет воплотить в жизнь несколько созданных дизайнов на фабрике в Пакистане. По словам художника, свою работу с машиной он оценивает как полноценное сотрудничество.

Зритель получает возможность следить за процессом «машинного воображения» в режиме реального времени

В качестве партнера по созданию произведений искусства в рамках проекта Drawing Operations художница Су-Вэн Чанг выбрала не только созданный Google и доступный для всех машинный алгоритм TensorFlow, который анализирует созданные ею же работы, но и роботизированную руку. Последняя в свою очередь рисует то, что получает в результате работы искусственного интеллекта, а Чанг эти полотна дополняет своими живописными элементами. По ее мнению, процесс создания таких картин позволяет сделать первые шаги к пониманию того, как машины и человек могут взаимодействовать в плане художественной деятельности.

Арт-колонка: как искусственный интеллект участвует в создании произведений искусства (фото 7)

Результаты работы алгоритма Portrait GAN Робби Баррата

Своим вниманием искусственный интеллект не обошел и другой гигант аукционного мира — Sotheby’s. В начале марта на лондонских торгах была выставлена работа, использующая алгоритмы машинного обучения, соавтором которой выступил художник Марио Клингманн. Ее оценили в £30–40 тыс. (на момент сдачи номера цена продажи еще не была известна). Сам художник — настоящий ветеран в области цифрового искусства, программировать он начал еще в 1980-х. Одна из известных его работ — My Artificial Muse — соединяла в себе не только работу машины, но и реального живописца. Алгоритм анализировал женские позы на 200 тысячах произведений искусства, а потом выдавал свои уникальные, не существовавшие ранее варианты архитектуры женского тела. Увиденный на экране результат художник Альбер Барке-Дюран воплощал на холсте с помощью красок. Но на Sotheby’s продавали другую работу. В Memories of Passerby I сложная комбинация различных алгоритмов генерирует на основе тысяч картин XVIII–XIX веков и выводит на два экрана бесконечное количество возможных вариантов женских и мужских портретов. Каждый из них уникален. Зритель же получает возможность наблюдать за процессом «машинного воображения» в режиме реального времени, при этом результат никогда не будет выглядеть одинаково.

Арт-колонка: как искусственный интеллект участвует в создании произведений искусства (фото 9)

Марио Клингманн. Memories of Passerby I. 2018

Так что же в итоге автор? Большинство художников, работающих на пару с искусственным интеллектом, отказываются называть себя единственными «творцами». Каждый из них видит в различных машинных алгоритмах обучения не только инструмент, но и полноправного партнера. Сможет ли когда-нибудь машина сама ставить себе задания и выдавать абсолютно автономный от человека результат? Есть ощущение, что это произойдет уже в самом ближайшем будущем. А вот будут ли люди того времени ценить эти произведения как работы «живых» художников — покажет только время, данные всего двух аукционов пока не позволяют увидеть все перспективы.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз