Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Александр Молочников о своей новой работе – опере «Телефон. Медиум» на сцене Большого театра

Эксклюзивное интервью ELLE

Актер и режиссер Александр Молочников, автор нашумевших спектаклей «19.14», «Бунтари» и «Светлый путь. 19.17», поставленных на сцене МХТ, а также сатирической кинокомедии «Мифы», осваивает новый жанр — 22, 23 и 24 марта он представит на Камерной сцене Большого театра имени Бориса Покровского оперу американского композитора Джана Карло Менотти «Телефон. Медиум». В изобретательности Молочникова сомневаться не приходится, но, кажется, на этот раз он готов превзойти сам себя: в частности, режиссер обещает превратить оперу Менотти в спиритический сеанс со зрителем и дружно проникнуть в мир потустороннего. Как именно он собирается это сделать, Александр рассказал ELLE.

Александр Молочников о своей новой работе – опере «Телефон. Медиум» на сцене Большого театра (фото 1)

ELLE Идея поставить оперу принадлежала вам самому, как в случае со спектаклями в МХТ?

АЛЕКСАНДР МОЛОЧНИКОВ Нет, на этот раз все произошло примерно как фильме Дэвида Линча «Малхолланд Драйв», когда продюсер жестко говорит режиссеру: «This girl» (смеется). Летом меня пригласили на Молодежную оперную программу Большого театра «Кантаты. Lab», в рамках которой молодые режиссеры ставили 20-минутные кантаты Вивальди, Генделя и других композиторов как полноценные театральные эскизы. Я показал свою работу, и через какое-то время мне позвонили из Большого с предложением поставить две одноактные оперы Джан Карло Менотти. Было непривычно выбирать материал несамостоятельно, но в итоге this girl оказалась хороша.

Какие у вас были взаимоотношения с оперой до работы в Большом?

В принципе, прекрасные — зачастую на тех постановках, куда меня водили в детстве, крепко засыпал (смеется). Согласитесь, штампованное представление об опере — женщина в платье двадцать минут надрывно кричит в луче света — может здорово угнетать. Сейчас я влюблен в оперу! Момент, когда в точной мизансцене и обстоятельствах актриса берет изумительную ноту, может захватывать больше убедительной игры драматического артиста в театре и кино, погони в блокбастере и виртуозного стендапа.

Александр Молочников о своей новой работе – опере «Телефон. Медиум» на сцене Большого театра (фото 3)

Отсутствие слуха и музыкального образования не мешает вам в работе?

Уверен, об этом вам в красках расскажут оперные критики, которые обвинят меня в нарушении каких-то очень важных канонов, а я даже не буду знать каких. Это будет совсем скоро, на днях. Но в работе мне это не мешало. У меня есть свое представление правил дорожного движения в сценическом действе, вне зависимости от жанра. Отсутствие знаний сольфеджио не мешает устанавливать контакт с артистами. Например, говорю им: «Лучше помолчите тут поменьше», а они отвечают: «Александр ! Но здесь же фермата!», я говорю: «Да, да, и я об этом, с языка сняли!

Это при учете того, что вы один из первых режиссеров, пришедших в Театр Бориса Покровского после его перехода в структуру Большого театра — к тому же с современной постановкой. Неужели обошлось без трений?

Это действительно площадка с очень непростой судьбой: она находится в пяти минутах от Кремля и при этом производит впечатление театра прошлого столетия. Но мы очень быстро нашли взаимопонимание с артистами. Здесь удивительно живая, пластичная и как будто бы даже изголодавшаяся по современному материалу труппа. Вообще хочу сказать, что произошел редкий момент, когда каждый участник не увлечен ничем другим, вся энергия сконцентрирована на репетициях (к счастью, оперные артисты не снимаются). И репетиции становятся счастьем. Конечно, этого не было бы и без той энергии, которую руководство Большого вкладывает в свою новую площадку, спасибо им!

Александр Молочников о своей новой работе – опере «Телефон. Медиум» на сцене Большого театра (фото 5)

Кого из знаменитых оперных постановщиков вы бы могли назвать своими учителями?

Я усердно восполнял пробелы в своем оперном образовании и пересмотрел спектакли всех зрелищных передовиков. Петер Конвичный, Серджио Морабито, Дмитрий Черняков, Кристоф Марталер… При этом у меня сохранилось изначальное представление об опере как о полуторачасовом театральном клипе. Понимаю, что это еще один повод для оперных критиков разорвать меня на куски, но так уж это ощущается.

Эта формула — «оперный спектакль как клип» — продиктована временем?

Скорее самим материалом. Музыка очень структурирует, тогда как в драматическом театре действие способно периодически «размазываться». Ты репетируешь сцену, которая может идти десять минут, а может — все сорок. В опере же ты находишься на территории звуков, они здесь главные. У тебя есть не больше и не меньше, чем полтора часа музыки, которые ты должен наполнить своим сюжетом. При этом моя задача была в том, чтобы сохранить уважение к автору, но при этом не скучать самому и не позволить заскучать неподготовленному зрителю.

Александр Молочников о своей новой работе – опере «Телефон. Медиум» на сцене Большого театра (фото 5)

В программке спектакля вы обещаете зрителю самый настоящий спиритический сеанс…

События двух опер в нашей версии переплетены между собой, но главенствует сюжет «Медиума», который действительно выстраивается вокруг сеанса общения с потусторонним миром. В центре действия находится гостиная медиума Мадам Флоры и группа людей, желающих связаться со своими умершими родственниками — в том числе пара, потерявшая ребенка. Нам хотелось, чтобы публика была изначально включена в происходящее на сцене, чтобы оно задевало ее лично. Поэтому мы предложим зрителю прислать нам смс с описанием своей проблемы или волнующего вопроса и попробуем разобраться с ним в течение спектакля. Уверен, что любому человеку, который когда-либо терял близких людей, это покажется интересным и важным.

А вы сами когда-нибудь бывали на спиритическом сеансе?

Нет, но я был у экстрасенса. Не у тетки со стеклянным шаром из «Битвы экстрасенсов», а у очень интеллигентной женщины, которая всю жизнь проработала в НИИ. Этот опыт помог в работе над спектаклем — мы поняли, что нужно держаться научной стороны. Действие происходит в Москве в ближайшем будущем, и гостями Мадам Флоры становится весьма искушенная публика — депутаты, банкиры. Как медиуму «развести» гостей, которые сами ежедневно разными способами «разводят» окружающих? Только рассказами о супернанотехнологиях, модификации гена, искусственном интеллекте и последних технических достижениях.

Александр Молочников о своей новой работе – опере «Телефон. Медиум» на сцене Большого театра (фото 7)

Так все же научной стороны или фантастической?

Ближайшее будущее совсем не кажется мне фантастикой. Мы уже в него входим — платим пальцем за покупки, перемещаем предметы на расстоянии, включаем и выключаем свет по хлопку. Мы освоим суперинтеллект, научимся программировать «идеальных людей» и лечить неизлечимые болезни, а главное — узнаем технологию бессмертия, которую глава Google пророчит уже к 2043 году. Посредством технологий она приближается к Богу и потустороннему. Спасибо художнику и архитектору Сергею Чабану, что подтолкнул меня к этой теме. И спасибо Ольге Хенкиной, с которой страшно интересно обсуждать любые новые идеи.

То есть миф сверхъестественного вы все же развенчиваете?

Скорее наоборот. Сам Менотти убежден, что там, на той стороне, есть некая сила, которая в какой-то момент берет медиума за горло и не позволяет заниматься шарлатанством. Мы говорим о том же — только в ближайшем будущем человек столь могуществен, что фактически сам становится Богом (или ему так кажется).

Вы сами согласились бы жить вечно?

Хочется сказать, что нет. Но вот если ко мне прямо сейчас подойдут и предложат — вряд ли я откажусь. Ведь второго раза уже не будет. Не хочется загибаться в старости от какой-нибудь болячки. Так или иначе, мне интересно, что будет в 2050-х, мне будет чуть за 50, на улицах все изменится, кроме руководства страны — уверен, что президент РФ станет единственным из ныне живущих лидеров, который познает бессмертие и будет у власти вечно. А мне в 2045 году хотелось бы продолжать работать с чудесными артистами в разных сферах — нет ничего более увлекательного.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Читайте также
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз