4 лучших спектакля февраля

Интерактив в квартире, абьюзивный триллер и чествование поэтов в театральном обзоре ELLE

«POSLE» Елены Ненашевой

Ежедневно с 1 по 28 февраля в старинной московской квартире. Отправная точка – Центр им. Мейерхольда

Многообещающая постановка от молодого режиссера Елены Ненашевой, которая может стать чем угодно, но только не спектаклем в традиционном понимании этого слова. Действие происходит в семи комнатах старинной московской квартиры, в каждой из которых зрителям расскажут душераздирающую историю о расставании. Хотя «зрители» - это, конечно, совершенно не подходящее слово. Наиболее верные - «участники» и «сопереживающие», что отсылает к свидетельскому театру и постановкам «Твоя игра» и «В гостях. Европа». Создатели POSLE не остановились на разрушении четвертой стены между актерами и зрителями, снабдив постановку еще и pop-up форматом – это значит, что в данном пространстве она просуществует всего лишь месяц. С учетом того, что в «интерактиве» может участвовать лишь семь человек за раз, советуем не тянуть с покупкой билетов.

«Маяковский. Трагедия» Филиппа Григорьяна

21 и 22 февраля в Гоголь-Центре

Финальный аккорд нашумевшего цикла Гоголь-Центра «Звезда», который состоит из пяти спектаклей, посвященных важнейшим поэтам ХХ века: Борису Пастернаку, Осипу Мандельштаму, Анне Ахматовой, Владимиру Маяковскому и Михаилу Кузьмину. За основу постановки взят ранний текст поэта «Владимир Маяковский. Трагедия», смело препарированный режиссером Филиппом Григорьяном, получившим в 2013 году «Золотую Маску» за свой перформанс «Полнолуние». При помощи всевозможных аудиовизуальных средств и, конечно же, умело расставленных акцентов футуристический манифест превращается в отражение российской действительности, где в череде образов проглянет то критика муниципальной реформы Сергея Собянина, то очередное высказывание на извечную тему больниц, дураков и дорог. В роли Маяковского – Максим Виторган.

«Абьюз» Ивана Комарова

6 февраля и 6 марта в ЦИМе

Первый масштабный спектакль от автора камерного «Грязнули» в ЦИМе 25-летнего режиссера Ивана Комарова, которого называют одним из главных дебютантов года. Название не обманчиво: постановка действительно полностью посвящена домашнему насилию и его последствиям - в эту тему Комарова погрузила книга Мариуса фон Майенбурга «Холодное дитя» о распутных отношениях внутри семьи, а также флешмоб #янебоюсьсказать, развернувшийся в соцсетях летом 2016-го. «Моя подруга рассказала мне свою личную историю, которая совпала и с тем, что я читал в пьесе, и с историями флешмоба, и я понял, что эта проблема – она совсем рядом». Совместно с драматургом Натальей Зайцевой режиссер создал спектакль «Абьюз», сновиденческий триллер о насилии в семье: героиня постановки постоянно переживает имевший место абьюз в своих кошмарах и в итоге пытается восстать против отца-мучителя, но получает отпор от ближайших родственников.

«Беги, Алиса, беги» Максима Диденко

2 и 14 февраля в Театре на Таганке

Знаковое для Таганки событие – 80-летний юбилей Владимира Высоцкого, – театр отмечает постановкой по мотивам аудио пластинки «Алиса в стране чудес», записанной легендарным артистом более 40 лет назад. К работе над спектаклем привлекли беспроигрышную фигуру – автора нашумевших спектаклей «Конармия» в «ЦИМе» и «Цирк» в Театре Наций режиссера Максима Диденко, который собрал команду на миллион: драматурга Валерия Печейкина, хореографа Владимира Варнаву и композитора Ивана Кушнира. Благодаря стараниям последнего знаменитые хиты Высоцкого звучат до ужаса современно, что поначалу пугает, но вне сомнений производит впечатление. Кстати, номинально в создании спектакля мог участвовать любой желающий – средства на него собирались всем миром на краудфандинговой платформе Planeta.ru.