ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика»

Во Всемирный день театра говорим о самой яркой постановке текущего сезона — «Несколько разговоров о». Театральная компания «Июльансамбль» в компании с литовским режиссером Тадасом Монтримасом исследует «прибалтийскую хандру», которой заболели москвичи, и находит пути ее преодоления

Спектакль «Несколько разговоров о» был создан на грант Фонда Михаила Прохорова «Новый театр» и в существующем виде на сто процентов оправдывает название статьи, по которой проходит: это действительно новое явление на московской сцене. С одной стороны — знакомство с молодым литовским театром, которому определенно есть, что сказать и безотносительно к своему классическому собрату, а с другой — ни на что не похожий синтез жанров, языков и проблем, звучащих в унисон.

ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика» (фото 1)

ОДНАЖДЫ В СПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

В центре полуторачасовой постановки — фрагменты диалогов и монологов современников, жителей одного спального района мегаполиса, чье название не уточняется, равно как и имена некоторых персонажей. В нем живут сестры Она и Она (II), одна из которых съезжается со своим молодым человеком Касперосом, не понимая, зачем они это делают и страшась последствий. Обеих девушек тяготит оторванность от отца, с которым они не общаются с детства. Она (II) дружит с соседкой Элзе, планирующей сбежать от своего парня в Лондон — просто так, не объясняя причин ни себе ни ему, за иллюзорной свободой. Пока девушка собирает чемоданы, в соседней квартире два мальчика переживают болезнь матери — она медленно угасает на их глазах от рака. Вопрос «как жить дальше» по своему встает перед каждым из них. Кто-то ищет ответ в разговорах о смысле и вере, кто-то уходит в себя, а для кого-то не остается ничего кроме как исчезнуть.

ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика» (фото 3)

Пьеса молодого литовского драматурга с грузинскими корнями Текле Кавтарадзе «Несколько разговоров о Христе» была написана в 2003 году и впервые была показана в постановке Тадаса Монтримаса на фестивале молодой драматургии. В версии для театра «Практика» от последнего слова в названии в силу культурных особенностей страны было решено отказаться. «Мы не хотели акцентировать внимание на национальной или религиозной принадлежности наших героев. Это не западные люди с западными ценностями, их проблемы — универсальны», — говорит Монтримас, который родился и вырос в Литве, учился в Москве и два года работал постановщиком Русского драматического театра Улан-Удэ. Отчужденность — вот, что сводит с ума его героев. «На Земле нас более семи миллиардов человек, а поговорить не с кем. Откроешь Фейсбук и из тысячи „друзей“ найдешь человека два-три, которые смогут тебя выслушать — для меня „Несколько разговоров“ об этом», — поясняет он.

БЛИЖЕ К ТЕЛУ

ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика» (фото 6)

Как и во многих спектаклях «Июльансамбля», здесь нет шекспировских страстей — лишь маленькие повседневные трагедии, о которых, как правило, сложнее всего говорить. Но слов от персонажей ждать не стоит — как ни парадоксально, текста со сцены практически не произносится. С первой же сцены режиссер погружает зрителей в эстетику пластического театра: на сцене появляются по очереди все 12 персонажей, каждый со своей историей, рассказанной в движении. Однако затем к движениям подключается музыка, местами им противоречащая, а затем и закадровый текст, звучащий, казалось бы, совершенно невпопад. Здесь все происходит, как в типичном мегаполисе с его какофонией звуков и образов, преследующих человека повсеместно. И приходится приложить немало усилий, чтобы абстрагироваться от информационного шума и все же услышать единственно важный голос.

ТАДАС МОНТРИМАС режиссер спектакля:

ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика» (фото 6)

«У меня есть ощущение, что словами сегодня мало, что можно выразить — язык тела гораздо более яркий и запоминающийся. Но самое главное — он не врет. Как известно, в теле заперты наши эмоции. Я часто слышу, что нынешняя молодежь, не важно где, в Вильнюсе или Москве, стала безэмоциональной, холодной. Но мне кажется, что эмоции просто стали глубже, и люди зачастую не знают, как их выразить. Мы пишем в соцсетях: „Мне холодно“ или „Мне одиноко“, и за этими простыми фразами скрывается целый пласт трагедии. Но нашим читателям не интересна наша уязвимость — им подавай оптимизм. В спектакле есть сцена, в которой героиня и ее молодой человек въезжают в новую квартиру, заполняя ее безликими коробками — это багаж, который есть у каждого из нас, мы тащим его за собой всю жизнь, совершенно не зная, что с ним делать. Каждый день — как новая комната, в которую мы входим со страхом и надеждой. Житейские ситуации, через которые проходят герои, каждый может экстраполировать на себя. Смысл в том, чтобы спектакль был не на сцене, а у тебя внутри, чтобы он заставлял тебя остановить свою ежедневную гонку и задуматься о том, что происходит с тобой здесь и сейчас».

УПАСТЬ БЕЗ ЧУВСТВ

ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика» (фото 13)

Постоянное балансирование между вербальным языком и языком тела, между голосом и движением, желанием и действием перекликается с духовным поиском персонажей. У каждого из них своямикроболь — ничтожная по сравнению с политической и социальной повесткой дня. «Несколько разговоров о» — спектакль о чувствах, которые не дают покоя, если их не выплеснуть. О чувствах, которые могут перевернуть жизнь с ног на голову (и это ярко показано в сцене, где актеры ходят вверх ногами) и надолго выбить из колеи. Экзистенциальный кризис, расставание с любимым, потеря близкого человека, сожаления по поводу бесполезно прожитой жизни и постоянно сопутствующий им вопрос: «Что я должен сделать для того, чтобы исправить этот мир к лучшему»?

ВАРВАРА ШМЫКОВА, актриса, «Она»:

ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика» (фото 10)

«На финальном этапе работы над спектаклем, я только закончила кормить грудью сына, поэтому в сдачу спала по три часа в день. Мои ощущения совпали с внутренним миром моего персонажа — девушки, которая приезжает жить к своему парню, они любят друг друга, но вдруг она ни с того ни с сего начинает нуждаться в личном пространстве.Чувствует, что не готова к серьезным отношениям. Как ни странно, мне казалось, что я играю саму себя, хотя я вот уже 8 лет как замужем и счастлива в браке. Это обычно желание современного человека — желание тишины, углубления в самого себя. От современного театра все ждут провокации — мол, сейчас нас посадят и заставят переваривать какие-то истины. Мы же говорим о том, что иногда думать и интерпретировать не нужно. Театр — место, где вы можете остаться наедине с самими собой. Приходите. Садитесь. Ощущайте».

СМАЗАТЬ КАРТУ БУДНЯ

ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика» (фото 19)

Ответ, к которому приходят создатели спектакля, прост на словах, но крайне сложен в исполнении — все равно, что выкрасить стену кистью для макияжа. Ключевому персонажу «Нескольких разговоров» — местному чудаку Людасу, которого поначалу сторонятся все соседи, — тоже приходится непросто, но он с завидным упорством оформляет «карту будня» в оптимистичный желтый цвет. Отчуждение побеждается вниманием, поверхностное касание — крепким объятием, нелюбовь— ежедневным маленьким подвигом, который совершает каждый, кто протягивает руку помощи странному соседу с последнего этажа.

РОНАЛЬД ПЕЛИН, актер, «КАСПЕРОС»:

ELLE-явление: спектакль «Несколько разговоров о» в театре «Практика» (фото 14)

«Для меня это история про то, как люди пытаются наладить контакт друг с другом — иногда этот процесс бывает мучительным. Я играю двух персонажей, которые с ним справляются — Учителя, говорящего с мальчиком, чья мама при смерти, о Боге и прощении, и Каспероса, пытающегося достучаться до своей любимой и вытащить ее из внутреннего тупика. Для меня „Несколько разговоров“ — невероятно актуальная пьеса. Во время репетиций мы дали определение чувству, которое в этой истории главенствует — прибалтийская хандра (свойственна она, конечно же, не только жителям Восточной Европы). Это такое состояние, когда тебя переполняют вопросы, кажущиеся банальными, наивными или просто неловкими. Найдешь человека, которому можешь их задать — считай, победил ее. Не можешь задать словами — станцуй. Не можешь станцевать — выучи язык жестов и спой с его помощью песню».

Спектакль «Несколько разговоров о» можно увидеть на сцене театра «Практика» 29 ноября, 15 и 19 декабря.