Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Директор школы MACS Надя Макова о закате профессий и формуле успешных людей

Что такое «новая волна образования»

Нельзя игнорировать тот факт, что в Россию пришла «новая волна» образования, и даже те (а на самом деле особенно те), кто уже добился высот в карьере, продолжают учиться и развиваться. В эпоху digital, когда алгоритмы меняются как перчатки, репутацию огромной корпорации может разрушить всего один пост в социальных сетях, а мобильный телефон уже стал продолжением человека, для бизнеса отстать от трендов равносильно полному краху. Ректоры некоторых университетов решили идти в онлайн, а Google и Amazon объявили, что не будут спрашивать диплом при приеме на работу. McKinsey и вовсе объявил, что 50 процентов текущих специальностей будут автоматизированы. В условиях цифровой реальности философия lifelong learning выглядит как панацея от профессиональной невостребованности. ELLE захотел подробнее узнать о том, что происходит в сфере образования в 21 веке, и поговорил с Надеждой Маковой, директором Московской школы продвинутых коммуникаций MACS.

ELLЕ Как вы можете объяснить тот факт, что сейчас в университетах практически не дают актуальные знания по таким востребованным профессиям, как digital-стратег, репутационный менеджер, продюсер событий, и многим другим? Почему так мало возможностей получить фундаментальное образование в актуальной сейчас сфере?

НАДЯ МАКОВА Я думаю, дело в стремительном развитии индустрии коммуникаций, за которым совсем не поспевает сложная и неповоротливая машина высшего образования. Изменения происходят не просто ежегодно — ежемесячно. Появляются новые инструменты, новые платформы, новые технологии; и только максимально гибкая, адаптивная структура способна оперативно внедрять эти инновации в образовательную программу. Получается такое real-time education. Помимо этого, все новые и востребованные специальности должны изучаться на максимальной практике и с практикующими преподавателями, с этим тоже не так хорошо в больших ВУЗах. Поэтому, на мой взгляд, на фундамент университетской базы просто необходимо устанавливать каркас дополнительного образования, полученного в школах, где программа (и ее актуальность и практичность) стоит во главе угла.

Директор школы MACS Надя Макова об умирании профессии, вечных студентах и философии успешных людей (фото 3)

Надя Макова

ФОТОКИРИЛЛ ЗАЙЦЕВ

Философия непрерывного обучения, которая превратила образование в глобальный тренд, — дань моде или реальнаянеобходимость?

Мы с вами на пороге глобальных изменений.

Развитие технологий происходит настолько стремительно, что игнорировать факт трансформации жизни — глупо и недальновидно.

Бытовая техника стала «умной», искусственный интеллект за рубежом увольняет с работы людей, половина существующих профессий будет автоматизирована в течение нескольких лет. Важно быть готовым к таким изменениям, вооружиться максимальным набором навыков и инструментов, чтобы остаться незаменимым. Уже сейчас имеет смысл погружаться в изучение специальностей, которых даже нет на рынке, но потребность в них уже сформирована. Это как в спорте. Чтобы оставаться в форме, необходимо постоянно тренироваться. Никакой разницы. Чтобы оставаться продвинутым экспертом, нужно постоянно тренировать и прокачивать свой skill set. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что философия lifelong learning — это философия успешных и дальновидных людей.

Выходит, в обозримом будущем появятся новые специальности? Какие именно?

Будущее в креативной индустрии. Именно в этой области концентрируются все специальности, которые невозможно или очень сложно автоматизировать. ООН в своем ежегодном докладе обратила внимание на одиннадцать креативных индустрий, за которыми стоит профессиональное будущее человека и толчок к развитию мировой экономики. Новые специалисты начнут появляться прежде всего в индустрии коммуникаций, которая является связующим звеном между технологиями и человеком. Среди новых специальностей — Digital Transformation, Employer Branding, Reputation Management, Experience Marketing. Эти экспертизы способны в разы увеличивать эффективность и капитализацию бизнеса. Цифровые, живые и интерактивные коммуникации пронизывают все сферы бизнеса, поэтому спрос на них растет в геометрической прогрессии. Уже сейчас на рекрутинговых порталах количество вакансий директора по интернет-маркетингу в десятки раз превышает вакансии юриста или экономиста, например.

О цифрах: какой гонорар прогнозируется для новых специалистов?

Рынок коммуникаторов нового формата очень перегрет. Спрос огромен, а специалистов нет. Если говорить о конкретных цифрах, то в перечисленных мною областях гонорары варьируются от 250 тысяч до 1 миллиона рублей и выше.

Что происходит сейчас с понятием «карьера»?

Я бы говорила не о карьере, а о понятии «профессия», которое уже сильно изживает себя. Сравните несколько вакансий «бренд-менеджера» от разных компаний, они будут кардинально отличными в описании, хотя и проходят по одинаковой «профессии». Каждый работодатель, каждый заказчик ищет себе не человека с определенной профессией, а специалиста, обладающего определенным набором навыков и компетенций, необходимых именно для этого бизнеса. Причем не только профессиональных (hard skills), но и жизненно необходимых навыков личной эффективности (soft skills), которым неосмотрительно мало внимания уделяют в большинстве образовательных проектов. Есть перечень soft skills, которые нужно развивать, чтобы роботы не заняли твое место: работа в команде, управление временем, эмоциональный интеллект, креативное и критическое мышление, принятие различий (diversity), реакция на изменения и гибкость. Профессии теряют свою актуальность в геометрической прогрессии, им на смену уже пришел skill set.

Если говорить о карьере, то карьерная траектория — уже равно учебная траектория. Образование перестало быть прерогативой молодых, а понятие «вечный студент» больше не будет носить пренебрежительно-негативный характер. Философия lifelong education — это философия успешных людей. Чтобы оставаться востребованными в суперизменчивом цифровом мире, людям придется учиться всю жизнь, постоянно работать над собой.

Средний возраст студента в MACS — 36 лет. И меня очень радует и вдохновляет этот факт.

Наверное, это и объясняет настоящий бум на образование, который мы сейчас видим в России. Практически ежедневно открываются новые тренинги, курсы, центры. Зачем нам еще одна школа среди такого разнообразия? Как идентифицировать качественное образование?

Не могу отвечать за весь рынок образования в нашей стране, да и не хочу. У каждого инициатора такого проекта свои причины и цели; к огромному сожалению, далеко не все они имеют социальную подоплеку и стремление дать возможность людям с исчезающими профессиями получить востребованные навыки и обновить свой инструментарий. Если говорить про школу MACS, то она появилась как ответ на очень существенный запрос индустрии. В России индустрии коммуникаций более 15 лет, а дипломированных специалистов по самым актуальным областям просто нет. Все признанные лидеры рынка прошли очень долгий, тернистый путь проб и ошибок, буквально на ощупь прорывались к вершине знаний и нарабатывали свои компетенции. Мы даем возможность пройти этот путь максимально быстро и интересно, в окружении успешных практиков, систематизировать отрывочные знания и углубить свои навыки.

Директор школы MACS Надя Макова об умирании профессии, личной эффективности и философии успешных людей (фото 17)

Надя Макова

К сожалению, сейчас 80% образовательных программ — это сиюминутные деньги на хайповые темы, шелуха и инфошум. Чтобы проверить, можно ли доверять школе, задайте организаторам три вопроса:

  1. сколько сотрудников работает в отделе академического качества;
  2. сколько времени разрабатывается каждая программа и как часто она обновляется;
  3. сколько практикующих экспертов уровня директор и/или владелец бизнеса в преподавательском составе.
Директор школы MACS Надя Макова об умирании профессии, вечных студентах и философии успешных людей (фото 20)

Существуют «маркеры» качества: актуальная теория, преподаватели-практики, работа по реальным брифам, сертификация программ, прогрессивная ресурсная база. Все вышеперечисленные компоненты складываются в «пазл», который способен дать студенту не только фундамент теории, но и каркас практики и собственное портфолио проектов, реализованных уже в процессе обучения.

Обучение на живых проектах, 70% практики и только 30% теории — вот формула прогресса. И, конечно же, не забываем про социальный капитал. Эффективная профессиональная среда, живое общение с лидерами-практиками является потенциалом к росту, поэтому, по моему личному мнению, онлайн-образование никогда не сможет затмить по эффективности оффлайн.

Школа MACS входит в состав Universal University наряду с Британской высшей школой дизайна («Британка»), Scream School, Архитектурной школой МАРШ, Московской школой кино и Московской школой музыки.

У вас только долгосрочные программы?

Мы понимаем, что 9 месяцев — это роскошь, доступная немногим, поэтому параллельно запустили серию интенсивных курсов для действующих специалистов, которые позволяют прокачать инструментарий и получить полезные знания, даже тем, кто работает в индустрии уже много лет.

По какому принципу вы формируете преподавательский состав?

Первое правило — это должен быть действующий игрок индустрии, а не «говорящая голова», он должен занимать топовую позицию либо быть владельцем своего бизнеса. Второй критерий — наличие кейсов на тему, которую спикер освещает, иметь конкретные примеры. Третий — вовлеченность, готовность реально инвестировать свое время и свою экспертизу, открытость новому и готовность не только учить, но и учиться. У нас все преподаватели обязательно проходят тренинг по креативной андрагогике — осваивают особенности обучения взрослых людей.

Из чего складывается стоимость обучения?

Мой любимый вопрос, максимально острый и понятный. Мы проводили аналитику, в которой подсчитывали, сколько времени и денег человек потратит на то, чтобы хотя бы посетить лекции всех топовых экспертов индустрии на деловых событиях, включая хедлайнеров зарубежного рынка, а также чтобы прокачать ключевые навыки личной эффективности, soft skills, которые являются обязательной частью всех наших программ. Вышла по очень скромным подсчетам сумма 1 млн 700 тысяч рублей, что в 6 раз больше, чем стоимость программы дополнительного образования. Да, ресурсная база влияет на стоимость. Но ведь мы говорим о качественном обучении, верно?

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз