Мюзикл сложно отнести к серьезному жанру – но растущая год от года армия поклонников говорит сама за себя: этому виду искусства удалось найти путь к сердцу даже самой искушенной театральной публики. Неудивительно, что на него обратили внимание и кинематографисты: в музыкальных спектаклях, с успехом шедших на подмостках Бровдея и Вест-Энда, они нашли настоящую золотую жилу. Перенос действия со сцены на кинопленку удавался не всегда – однако многие «переделки» в итоге даже превзошли по популярности оригинал. Мы собрали экранизации знаменитых мюзиклов, которые уже и сами успели стать классикой.
Чем дальше в лес... / Into the Woods (2014)
Премьера мюзикла Into the Woods состоялась в конце 1987 года на Бродвее. Его создатели Джеймс Лэпин и Стивен Сондхайм собрали на одной сцене героев сразу нескольких любимых всеми с детства сказок: Золушку, Рапунцель, Красную Шапочку, скромного Пекаря, страшного Волка и злую Ведьму. Постановка имела такой успех, что принесла своим авторам сразу несколько наград престижнейшей театральной премии Tony. Неудивительно, что вскоре после этого всерьез заговорили об экранизации мюзикла: в 1994 году дело дошло даже до читки сценария, но съемки так и не стартовали. И вот, наконец, долгий путь с подмостков на экраны кинотеатров свершился. Постановку киноверсии доверили, пожалуй самому музыкальному кинорежиссеру Голливуда Робу Маршаллу. В главных ролях — Анна Кендрик, Джонни Депп, Крис Пайн, Мэрил Стрип и Эмили Блант (последние две, к слову, уже успели получить за свои роли номинации на «Золотой глобус»). Российская премьера картины «Чем дальше в лес...» состоится уже 25 декабря. А у читателей ELLE.ru есть прекрасная возможность одними из первых увидеть экранизацию одного из самых известных в мире мюзиклов.
Вестсайдская история / West Side Story (1961)
В основе культового бродвейского мюзикла 1957 года, ставшего основой одноименного фильма, лежит шекспировская история о Ромео и Джульетте. Декорациями для разворачивающейся драмы стали улицы Нью-Йорка, а вместо родов Монтекки и Капулетти враждуют потомки белых эмигрантов и пуэрториканцы. Примечательно, что эта постановка стала дебютом для Стивена Сондхайма — в ней один из создателей «Чем дальше в лес...» впервые выступил в качестве автора либретто. Экранизация мюзикла, вышедшая спустя четыре года после премьеры, стала не менее успешной, чем оригинал: картина получила 11 номинаций на премию «Оскар» и одержала победу в десяти.
Mamma MIA! / Mamma Mia! (2008)
Мюзикл, вдохновленный творчеством шведской группы ABBA, покорил, без преувеличения весь мир. После премьеры в лондонском Вест-Энде постановка начала свое победное шествие по разным странам: в общей сложности спектакль был поставлен в 140 городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в конце концов создатели Mamma Mia! решили экранизировать свое творение. Вышедший в прокат в 2008 году одноименный фильм мог похвастаться поистине звездным составом: главные роли (и вокальные партии) в нем исполнили Мэрил Стрип, Пирс Броснан, Стеллан Скарсгард, Колин Ферт и Аманда Сайфред. Картина не только имела большой успех в прокате, но и получила номинации на престижные премии BAFTA и «Золотой глобус». Правда, награду получила лишь одну – «Золотую малину» за худшую мужскую роль в исполнении Пирса Броснана.
Чикаго / Chicago (2002)
Оригинальный мюзикл 1975 года принес своим создателем премии Tony и Grammy. А его экранизация, увидевшая свет 28 лет спустя, стала звездным часом для актрисы Кэтрин Зета-Джонс. Режиссер картины Роб Маршалл мечтал увидеть ее в своем фильме с длинными волосами, но актриса настояла на том, что ее героиня должна быть с короткой стрижкой. Поговаривали, что пожертвовать локонами она решила, чтобы выбившиеся пряди не закрывали ее лицо – таким образом, у зрителей не должно было остаться сомнений, что все танцевальные партии она исполняла самостоятельно. В итоге, пожертвовав волосами, Кэтрин приобрела гораздо больше: за роль звезды водевиля Велмы Келли она была удостоена награды «Оскар».
Кабаре / Cabaret (1972)
Вольная интерпретация одноименной постановки стала чуть ли не более популярной, чем оригинал. И в немалой степени благодаря таланту Лайзы Минелли, сыгравшей в фильме американскую артистку Салли Боулз. Примечательно, что актриса пробовалась на эту же роль и в мюзикле, но ей отказали. В итоге – целая россыпь наград, в том числе и «Оскар» за лучшую женскую роль.
Призрак оперы / The Phantom of the Opera (2004)
Мюзикл на музыку Эндрю Ллойда Уэббера обзавелся собственной экранизацией спустя 18 лет после премьеры в Лондоне. На главную роль молодой оперной певицы Кристины претендовали Кира Найтли, Энн Хэтэуэй и Кэти Холмс, однако честь воплотить этот образ на экране в итоге выпала Эмми Россам. Несмотря на то, что реакция на фильм со стороны критиков оказалась неоднозначной, зрители встретили картину тепло: так, американским прокатчикам даже пришлось увеличивать количество кинотеатров, где можно было посмотреть ленту.
Отверженные / Les Misérables (2012)
Премьера постановки по роману Виктора Гюго с музыкой композитора Клода-Мишеля Шонберга состоялась в 1980 году в Париже. И несмотря на то, что об экранизации мюзикла заговорили практически сразу же, до съемок дело дошло лишь в 2012 году. Создатели киномюзикла пошли на беспрецедентный шаг: если прежде все песни записывались заранее, а на площадке артисты «пели» под фонограмму, то актерский состав «Отверженных» исполнял все вокальные партии прямо во время съемок, чтобы игра казалась более живой и спонтанной. Энн Хэтэуэй на съемках в буквальном смысле повторила подвиг, который совершила во время работы над «Чикаго» Кэтрин Зета-Джонс: она тоже рассталась с длинными волосами. И тоже была вознаграждена за свою жертву (и прекрасную игру, разумеется) призом Американской киноакадемии.
Бриолин / Grease (1978)
Фильм «Бриолин» по одноименному мюзиклу 1971 года (который, между прочим, до сих пор идет в нескольких странах мира) о влюбленных старшеклассниках превратил Джона Траволту, только успевшего привыкнуть к славе после «Лихорадки субботнего вечера», в звезду глобального масштаба. Саундтрек к картине в его исполнении несколько раз становился платиновым, а сама экранизация до сих пор то и дело попадает в списки самых значимых фильмов в истории кинематографа. Несколько лет спустя после выхода фильма создатели «Бриолина» решили повторить успех, выпустив продолжение с Мишель Пфайффер и Маквеллом Клофилдом в главных ролях – которое, впрочем, с треском провалилось в прокате.
Эвита / Evita (1996)
Рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера о жизни одной из самых влиятельных в мире женщин — первой леди Аргентины Эвы Перон — стала фильмом спустя 20 лет после премьеры. На главную роль рассматривалось несколько актрис: ходили слухи, что создатели картины вели переговоры с Шер, звездой «Бриолина» Оливией Ньютон-Джон, Гленн Клоуз и даже с Лайзой Минелли. Но все решило одно-единственное эмоциональное (и, по всей видимости, очень убедительное) письмо, которое режиссер Алан Паркер получил от Мадонны: в нем поп-королева объяснила, почему именно она должна сыграть Эвиту. В итоге киномюзикл стал настоящей жемчужиной в фильмографии певицы и актрисы и даже установил мировой рекорд по количеству костюмов: за два часа экранного времени «Эвиты» Мадонна меняла наряды в общей сложности 85 раз.