За что мы любим Люка Бессона

В день рождения режиссера вспоминаем его лучшие проекты

Сегодня, 18 марта, французскому режиссеру Люку Бессону исполнилось 59 лет, из которых почти 30 лет он посвятил кинематографу. За это время постановщик подарил зрителям экшн-блокбастеры, волшебные миры будущего, бесстрашных героинь (феминизм тогда еще не был мейнстримом) и тонкий французский юмор. В день рождения Бессона ELLE вспоминает его лучшие кинопроекты.

Люк Бессон

«ЕЕ ЗВАЛИ НИКИТА», 1997-2001 ГОДЫ

В середине 90-х годов еще никому не известный Бессон стал главным сценаристом канадского шпионского триллера «Ее звали Никита», который благодаря успеху на ТВ был продлен на пять сезонов. Главная героиня, молодая девушка Никита, обвиняется в убийстве полицейского, и суд приговаривает ее к пожизненному заключению. Вскоре красотку вербует Первый Отдел — секретная контртеррористическая организация, — и Никита становится оперативным сотрудником.

Главную роль в сериале исполнила австралийская модель Пета Уилсон, Бессон уже в самом начале карьеры был неравнодушен к красивым и высоким женщинам. В дальнейшем главные роли в его фильмах все чаще доставались моделям, и практически всегда они оправдывали ожидания зрителя.

«ЛЕОН», 1998 ГОД

Первый американский фильм Люка Бессона уже можно назвать классикой кинематографа. Трогательная история профессионального убийцы Леона (Жан Рено) с высокими моральными принципами и его юной помощницы никого не оставит равнодушным. Именно Бессон открыл кинематографу талантливую Натали Портман: в 1993 году она еще не была мировой знаменитостью. Компанию 12-летней Натали на площадке составили не менее талантливые Жан Рено и Гари Олдман. Трудно представить, но режиссер написал сценарий к фильму всего за 30 дней, а съемки фильма заняли 90. Сам Бессон советует смотреть расширенную версию, дополнительные 26 минут больше раскрывают характеры героев.

«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ», 1997 ГОД

Динамичный экшн-боевик, который интересно смотреть и 20 лет спустя. Действие происходит в XXIII веке. Корбен Даллас, бывший солдат, а ныне водитель такси, сталкивается с необычной попутчицей, которая говорит на незнакомом языке. Герой оказывается втянут в опасную авантюру, вынужден рисковать жизнью, чтобы спасти человечество, но в конце его ждет заслуженная награда — «пятый элемент» или любовь.

Фильм остается главным хитом Бессона, лента собрала в прокате более 260 миллионов долларов. 

«ТАКСИ», 1998 ГОД

Люк Бессон выступил сценаристом всех фильмов франшизы «Такси», полюбившейся французским и российским зрителям. Главный герой, таксист Даниэль, который обожает быструю езду, вместе с неподкупным полицейским Эмильеном расследует сложные для французских жандармов преступления.

В марте 2017 Люк Бессон сообщил поклонникам, что пишет сценарий для фильма «Такси 5». Картину планируется выпустить в прокат к 2018 году.

«ЖАННА Д’АРК», 1999 ГОД

Люку Бессону все жанры покорны: в 1999 году он снял историческую драму «Жанна д’Арк» с Миллой Йовович в главной роли. Режиссер не просто показал серию событий, происходящих во время Столетней войны, но и внутреннюю борьбу Орлеанской девы, на которую сваливается огромная ответственность. Бюджет картины составил 85 млн. долларов, но, несмотря на высокие ожидания, она не окупила себя даже в мировом прокате. Несмотря на это, фильм Бессона является одной из самых известных экранизаций истории Жанны д’Арк.

«ВАСАБИ», 2001 ГОД

Франко-японская комедия «Васаби» рассказывает о французском полицейском Юбере, который, исполняя последнюю волю бывшей возлюбленной-японки, вынужден отправиться в Страну восходящего солнца. Там его ждут старый друг, дочь, о существовании которой он не догадывался, и японская мафия, вооруженная до зубов. Незамысловатое, простое и легкое кино с динамичным сюжетом и захватывающими видами флуоресцентного Токио.

«АНГЕЛ-А», 2006 ГОД

Черно-белая фэнтези-мелодрама с идеальным визуальным рядом «Ангел-А» является одной из самых ярких работ в фильмографии Бессона. Главный герой Андре должен десятки тысяч евро бандитам по всему Парижу. Не зная, как расплатиться с гангстерами, он решает покончить с собой. На мосту протагонист встречает эффектную красотку в маленьком черном платье. Девушка прыгает в Сену, и Андре бросается за ней. Ангел в женском обличии, возникший из ниоткуда, обещает герою решить все его проблемы. Не самое типичное кино для Бессона, но оно совершенно точно заслуживает внимания.