Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

По следам «Юмориста»: советский стендап в 9 скетчах киножурнала «Фитиль»

Казнокрадство, низкие зарплаты, стресс, экология и другие темы глазами советских сатириков

Сейчас в прокате идет «Юморист» — дебютный фильм сценариста сериалов «Лондонград» и «Оптимисты» Михаила Идова. По словам Идова, в драме о советском эстрадном юмористе Борисе Аркадьеве он попробовал воссоздать то, что сегодня назвали бы стендапом времен СССР. Это хороший повод поговорить о юморе того периода и вспомнить сатирический киножурнал «Фитиль» — телевизионную передачу, выходившую с 1962-го по 2008 год. Когда-то за выпусками «Фитиля» следила вся страна, и в нем снимались кинозвезды вроде Георгия Вицина, Олега Ефремова и Фаины Раневской. ELLE нашел девять скетчей «Фитиля» советского периода, которые и сегодня кажутся смешными и актуальными.

«Отцы-одиночки» (1968)

В этом обаятельном скетче на серьезную тему мужчины и женщины меняются широко распространенными гендерными ролями: женщины предстают в образе безответственных соблазнительниц, а мужчины вынужденно становятся отцами-одиночками. Для современной России, где примерно треть семей — это семьи матерей-одиночек, этот ролик актуален и сегодня. Кажется, он мог бы не только высмеивать безответственность некоторых мужчин в отношении женщин, но и быть социальной рекламой контрацепции. Отца-одиночку в скетче сыграл известный актер театра и кино Александр Ширвиндт, он же Павлик и закадровый авторский голос из «Иронии судьбы», сэр Самуэль Харрис из «Трое в лодке, не считая собаки», Фирелли из «Принцессы цирка» и исполнитель десятков других ролей в кино.

Видео начнется после рекламы

«Нокаут» (1972)

Этот ролик о хитром сантехнике берет скорее задумкой и исполнением, а не актуальностью. Впрочем, возможно, подобные ситуации бывают и сегодня: можно приравнять к боксерскому поединку любого рода переговоры, а не только отчаянные попытки хозяина квартиры договориться о честном ремонте протекшей раковины.

Видео начнется после рекламы

«На природе» (1962)

Одной из особенностей «Фитиля» были вставки мультипликационных роликов вроде этого. Созданный более полувека назад, сегодня «На природе» выглядит еще злободневнее: затронутая в нем тема экологии и загрязнения окружающей среды только в последнее десятилетие наконец стала предметом широкого обсуждения. Ролик словно предупреждает, что, если мы не начнем ответственно относиться к природе, то скоро вынуждены будем жить с ее пластмассовым суррогатом.

Видео начнется после рекламы

«Наглядная агитация» (1989)

Взгляд жителя села на Москву превращает суету большого города в бесконечную череду комических ситуаций. «Жизнь психованная, все спешат», — говорит закадровый голос тридцатилетней давности, а звучит будто сегодня. Очереди за финскими сапогами конца 80-х напоминают нынешние очереди за новыми кроссовками от Канье Уэста, борьба за вход в общественный транспорт за эти годы не изменилась вовсе, а вот загрязненность воздуха стала еще сильнее.

Видео начнется после рекламы

«Поучительная экскурсия» (1988)

Чиновники были одной из любимых мишеней писателей-сатириков еще до революции 1917 года, и скетч «Поучительная экскурсия» показывает, что некоторые вещи в России почти не меняются веками. Авторы этого ролика высмеивают умение государственных служащих жить на широкую ногу, воровать бюджеты и брать взятки. Эффект скетча усиливает тонкость и изящество исполнения.

Видео начнется после рекламы

«Престижная профессия» (1986)

Широко известно, что в СССР профессия инженера считалась престижной. Этот ролик смеется над тем, как ярлык престижности относительно работы, профессии или проекта позволяет оправдывать низкие зарплаты и плохие условия труда. Сегодня, увы, такое тоже встречается.

Видео начнется после рекламы

«Оптимальный вариант» (1983)

Добродушный скетч придется по душе всякому, кому хоть раз приходилось усмирять чей-то порыв креатива, никак не помогавший решить конкретную задачу. Возможно, нынешние сотрудники рекламных агентств и дизайн-бюро узнают в герое ролика некоторых своих инициативных стажеров.

Видео начнется после рекламы

«Умелая защита» (1964)

Главный герой скетча — адвокат в исполнении Ролана Быкова, известного по киноролям капитана Геза в «Бегущей по волнам», кота Базилио в «Приключениях Буратино», отца Федора в «12 стульях» и другим. Попав в переделку, адвокат демонстрирует, как большой багаж профессиональных знаний и правильная аргументация могут помочь в трудных ситуациях.

Видео начнется после рекламы

«С натуры» (1968)

Этот ролик резонирует с сегодняшними разговорами о гендерном равенстве, показывая, что женщины могут работать в тех же профессиях, что и мужчины, хотя некоторые не готовы в это верить. Впрочем, тут также можно прочитать посыл о том, что люди бывают не способны поверить во что-то, пока не столкнуться с этим на собственном опыте. Одну из главных ролей в скетче исполнил Савелий Крамаров — Илюха из «Неуловимых мстителей», Косой из «Джентльменов удачи» и Егоза из «Афони».

Видео начнется после рекламы

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Читайте также
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз