Очередной призовой сезон прогремел таким финальным аккордом, что старожилы не припомнят: фаворит №1 не просто остался без самого главного «Оскара», но еще и расстался с ним в разгар своей победной речи - как минимум удвоив и без того преизрядный шок от случившегося. Но даже из самой оглушительной сенсации можно извлечь вполне будничные уроки - чем и занялся следивший за каждым поворотом оскаровской гонки кинокритик ELLE.

Лучше поздно, чем рано

«Ла-Ла Ленд»
«Ла-Ла Ленд»

Одной из двух главных причин итогового неуспеха «Ла-Ла Ленда» стал, конечно же, ранний старт - бесспорным фаворитом оскаровской гонки фильм Дэмиена Шазелла был повсеместно провозглашен еще в начале сентября, после серии фестивальных премьер и публичных комплиментов от людей калибра Тома Хэнкса. То, что в заокеанский прокат «Ла-Ла Ленд» вышел только в декабре, значит немного (хотя кое-что значит - последним фильмом, вышедшим в прокат в декабре и выигравшим при этом самый главный «Оскар», стала дюжину лет назад «Малышка на миллион»). Действительно существенно то, что за полгода в желтой майке лидера «Ла-Ла Ленд» успел заработать достаточно недоброжелателей - и хотя придирки их были преимущественно мелочными (за исключением претензии о дефиците экранной diversity - это попросту неправда), недооценивать эффект обратной реакции не стоит отныне никому.

И Трамп бывает прав

Дональд Трамп
Дональд Трамп

Дональд Трамп не был бы Дональдом Трампом, если бы он не превратил #EnvelopeGate в еще одну историю о себе, - высказавшись в том духе, что проклятый Голливуд слишком зациклился на политике и, как следствие, забыл собственные профессиональные стандарты. Привычно путаясь в деталях, 45-й президент США в целом прав: при всей любви к «Лунному свету» (блестящему фильму, достойному всех его - и многих других - наград), в любом другом политическом климате шансов одолеть «Ла-Ла Ленд» у него, разумеется, не было бы. В конце января академикам могло показаться, что хэштег #OscarsSoWhite можно отправить на покой, засыпав фильмы о черной Америке номинациями, а все призы потом отдать «Ла-Ла Ленду». В конце февраля либеральному Голливуду хотелось чего угодно, только не прослыть богатыми расистами в стране, где богатый расист избран президентом. Это оставило без серьезных конкурентов диснеевский «Зверополис» с иранским «Коммивояжером» - и вне всякого сомнения сыграло свою роль в победе «Лунного света».

Двойные стандарты никто не отменял...

Нейт Паркер, Кейси Аффлек
Нейт Паркер, Кейси Аффлек

Единственный из выпущенных в минувшем году и оставшихся без единой оскаровской номинации фильмов о черной Америке стало, как известно, «Рождение нации» Нейта Паркера - молодого и явно талантливого режиссера, голливудская карьера которого предположительно окончена из-за всплывшей накануне призового сезона истории 17-летней давности (Паркер был оправдан по обвинению в изнасиловании, жертва которого впоследствии покончила с собой). Тем временем голливудская карьера Кейси Аффлека, награжденного «Оскаром» лучшему актеру за и впрямь колоссальную роль в «Манчестере у моря», достигла пика - несмотря на 7-летней давности обвинения в сексуальных домогательствах, жертвы которых получили финансовые компенсации и с тех пор молчат. Возможно, разница в том, что дело Паркера - уголовное, а дело Аффлека - гражданское. А, может, и в том, что у Кейси есть имя и деньги, на все остановки оскаровской кампании он приходил в компании старшего брата и Мэтта Деймона, а на неприятные вопросы был вынужден отвечать раз или два, в то время как Нейта в Голливуде не знает никто, а приятных вопросов ему не задавали вообще. А еще он, в отличие от Аффлека, черный.

... как и «Оскары» за выслугу лет

Мерил Стрип, Виола Дэвис
Мерил Стрип, Виола Дэвис

Пять лет назад главная звезда «Прислуги» Виола Дэвис, считавшаяся явным фаворитом в споре за «Оскар» лучшей актрисе, внезапно уступила его Мерил Стрип - за крепкую (вот это сюрприз) роль в проходном фильме «Железная леди». Даже самые верные поклонники Стрип (включая автора этих строк) сошлись тогда на том, что третий «Оскар» Мерил вручили не за точное копирование акцента Маргарет Тэтчер, а потому что давно пора (то есть, следуя той же самой логике, по которой Аль Пачино заслужил «Оскар» за «Запах женщины», а Джефф Бриджес - за «Сумасшедшее сердце»). Ну а воскресная победа Дэвис таким образом - не столько награда за ее роль в «Оградах» (хорошую, но ни разу не второплановую), сколько компенсация за несправедливость пятилетней давности.

Все без ума от Эммы

Леонардо Ди Каприо и Эмма Стоун
Леонардо Ди Каприо и Эмма Стоун

Определить Виолу в куда более подходившую ей категорию «Лучшая актриса» академики не решились по понятной причине: этот «Оскар» голливудский консенсус давным-давно присудил Эмме Стоун. Что в который уж раз проиллюстрировало сторонние эффекты голливудского сексизма: в то время как единственным обладателем «Оскара» лучшему актеру моложе тридцати остается Эдриен Броуди, а титаны вроде Леонардо ДиКаприо (не говоря уже о Пачино с Бриджесом) стоят в очереди за золотым истуканом не годами, но декадами, молодых девушек пожилые академики награждают исправно. Только за последние 20 лет в соответствующей категории побеждали Гвинет Пэлтроу, Хиллари Суонк, Шарлиз Терон, Риз Уизерспун, Натали Портман, Дженнифер Лоренс, Бри Ларсон, а теперь и Эмма - надо ли объяснять, почему доигравшейся до первой (!) оскаровской номинации 63-летней Изабель Юппер «Оскар» не светил.

Войти в историю можно и без «Оскара»

Уоррен Битти
Уоррен Битти

И, наконец, давайте сойдемся на главном: безотносительно того, как - с недоумением или с улюлюканьем - вы встретили драматическое поражение «Ла-Ла Ленда» и феерическую победу «Лунного света», место в истории заработали обе картины. Оставшийся без обещанных ему рекордов и последней статуэтки вечера «Ла-Ла Ленд» - триумфами Стоун, Шазелла (ставшего самым молодым оскароносным режиссером в истории Академии) и его гарвардского однокурсника Джастина Гурвица, а также самим фактом своего существования: оригинальные мюзиклы, способные растапливать и разбивать сердца, зарабатывая при этом свыше 300 миллионов, в теперешнем Голливуде, мягко говоря, редкость. Засиявший золотым отливом «Лунный свет» - самым главным «Оскаром» и, не поверите, самим фактом своего существования: сделанная за полтора миллиона камерная драма о взрослении черного гея, о которой слышали 45-й президент США и в 225 странах, где Америку его стараниями ненавидят, - случай и вовсе уникальный. Иными словами, пресловутый #EnvelopeGate, по ходу которого «Оскар» лучшей картине 2016 года подержали создатели двух фильмов, установил дикую и досадную, но высшую справедливость: его и впрямь заслужили оба.