Тяп-ляп: 10 самых странных речей на «Оскаре»

ELLE вспомнил самые нелепые речи номинантов в истории

Церемония вручения премий «Оскар» — большой стресс для номинатов. Неудивительно, что это волнение порой оборачивается странностями при выходе на сцену за наградами. ЕLLE собрал десять странных речей на «Оскаре».

10 место. Дэвид Нивен и ЛГБТ-активист

Элизабет Тейлор после речи Дэвида Нивена, 1974 год

Один из самых ярких во всех смыслах эпизодов в истории «Оскара» случился 2 апреля 1974 года. Дело не столько в речи, сколько в ее, так сказать, аранжировке. 

Когда на сцене стоял комик Дэвид Нивен и перечислял заслуги Элизабет Тейлор, готовившейся выйти к публике, из-за кулис выскочил голый мужчина, показал «пацифик», совершил легкий променад и вновь исчез. Присутствующие испытали шок. Нивен, впрочем, не растерялся. 

«Ну, дамы и господа, этого следовало ожидать… Не удивительно ли, что этот человек, выставивший напоказ свои недостатки, добился у вас лишь того, что вызвал смех?». 

Позже оказалось, что бегуном был Роберт Опал, известный гей-активист. Сразу после своего перфоманса Опал провел пресс-конференцию, пояснив, что сделал это ради привлечения внимания к угнетенному меньшинству. Его поступок обошелся без последствий, к суду активиста никто не привлек. Пять лет спустя Опал был убит в своей студии. С «Оскаром», понятное дело, эта трагедия никак не связана.

9 место. Бен Аффлек и Мэтт Дэймон

Бен Аффлек и Мэтт Деймон, 1998 год

В марте 1998-го, когда проходила очередная (кстати говоря, юбилейная, семидесятая по счету) церемония «Оскар», Дэймону и Аффлеку было 27 и 25 лет соответственно. Получив статуэтку за лучший сценарий — к «Умнице Уиллу Хантингу», — парни так сильно удивились, что смогли переиграть тогдашнего фаворита, «Титаник», что повели себя на сцене как тинейджеры. «Я накануне говорю Мэтту — если мы проиграем, будет плохо. Ну, а если вдруг победим, то совсем ужас», — сказал Бен Аффлек, после чего оба стали выкрикивать имена тех, кому обязаны победой. Впрочем, еще до начала речи юных триумфаторов, что называется, склинило от волнения — Дэймон, к примеру, довольно бесцеремонно притянул к себе для объятий уважаемого Джека Леммона, объявлявшего номинации.

8 место. Хиллари Суонк

Хиллари Суонк с мужем Чадом Лоу, 2005 год

Суонк была признана лучшей актрисой за роль в фильме Клинта Иствуда «Малышка на миллион», где сыграла боксера. Награда оказалась для нее неожиданностью, иначе как объяснить трогательную, но нелепую речь актрисы — с довольно оригинальными словами благодарности мужу Чаду Лоу. «Спасибо тебе за то, что во время подготовки к съемкам часто выступал в роли боксерской груши. Люблю тебя!» — сообщила Хиллари. Интересно, что меньше чем через год актриса подала на развод с Лоу и позже объяснила это тем, что узнала о наркотической зависимости супруга. 

7 место. Дастин Хоффман

Дастин Хоффман, 1980 год

Получив «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме «Крамер против Крамера», Хоффман выступил с пространной речью, в которой коснулся темы любви и верности. Это было очень тонко и трогательно, многие из тех, кто сидел в зале, прослезились. Однако начал Дастин Хоффман свой спич довольно неожиданно. Рассмотрев хорошенько статуэтку, он вдруг сказал: «Надо же! У него нет гениталий, и он держит меч. Не знал».

6 место. Мартин Скорсезе

Мартин Скорсезе, 2007 год

Великий режиссер, как известно, долгое время был одним из главных оскаровских неудачников — то есть его фильмы номинировали, но не награждали. Наконец в 2007-м Киноакадемия решила, что дальше игнорировать классика просто неприлично, и вручила Скорсезе статуэтку как лучшему режиссеру — за (не самый лучший) фильм «Отступники». Мартин так разволновался, что не знал, что сказать.

Причем буквально. «Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Пожалуйста, пожалуйста. Спасибо. Спасибо», — повторил Скорсезе, вырулив все-таки на трогательную шутку: «Вы не могли бы еще раз проверить, в конверте действительно мое имя?».

5 место. Джоди Фостер

Джоди Фостер, 1992 год

Ничего смешного в фильме «Молчание ягнят» и в помине не было, но «Оскар» за лучшую женскую роль в этой картине заставил Джоди Фостер хохотать. Это, как выяснилось, у актрисы чисто от нервов. 

«Когда я получаю премию, я не могу ничего поделать — не могу перестать смеяться!» — призналась она со сцены, действительно смеясь. Выглядело это немного зловеще. 

4 место. Анджелина Джоли

Анджелина Джоли с братом Джеймсом Хейвеном, 2000 год

В 2000 году, получая свою первую статуэтку, тогда еще склонная к эпатажу Джоли заявила с какой-то стати о любви к родному брату. И все бы ничего, если бы не сомнительный подтекст речи.

«Я в шоке! Я так влюблена в своего брата, и он сказал мне, что любит меня. Я счастлива», — сообщила актриса, позже подтвердив любовь к брату поцелуем с ним. Не совсем братским поцелуем. 

3 место. Фрэнсис Макдорманд

Фрэнсис Макдорманд, 1997 год

Звезда этой прекрасной актрисы взошла благодаря «Фарго». Удивившись «Оскару» за свою работу, Макдорманд, признанная лучшей актрисой, от души поблагодарила близких — мужа, брата мужа и сына. Звучало это довольно пикантно. «Хочу поблагодарить мистера Итана Коэна, сделавшего из меня актрису. Моего сына, сделавшего меня матерью. И Джоэла Коэна, сделавшего меня женщиной». Присутствовавшим в зале было немного неловко от подробностей личной жизни Фрэнсис.

2 место. Шон Пенн

Шон Пенн, 2009 год

Актер, режиссер и хулиган Пенн получил второй «Оскар» за роль в «Харви Милке» Гэса ван Сэнта. Блестяще изобразивший знаменитого гей-активиста Милка на экране, актер заставил публику гадать, кого он сыграл на сцене во время получения «Оскара» — либерала или гомофоба. «Ах вы, либеральные любители геев, сукины вы дети», — сообщил Пенн залу. Зал призадумался.

1 место. Сильвестр Сталлоне

Ирвин Уинклер, Сильвестр Сталлоне и Роберт Чартофф, 1977 год

Выйдя на сцену вместе с продюсерами «Рокки» Ирвином Уинклером и Робертом Чартоффом получать приз за лучший фильм, Сталлоне — на правах одного из непосредственных создателей ленты (он не только сыграл главную роль, но и был автором сценария) — сказал, что думает о муках творчества.

«Вот не могу взять в толк, как можно долго сочинять истории. Один француз, например, писал „Мадам Бовари“ несколько лет, и получилась полная чепуха. Да и кино не лучше! Теперь смотрите — я сочинил сценарий фильма за четыре дня, и его называют лучшим!».