Триумф неофита: режиссеры, от которых не ждали успеха

Том Форд и еще шесть людей интересных профессий, к удивлению многих преуспевших в режиссуре

На этой неделе в российский прокат вышел триллер «Под покровом ночи» — второй фильм прославленного дизайнера Тома Форда, уже успевшего доказать свою состоятельность в режиссерском амплуа. Решив доказать, что дом моды Gucci — не единственное неожиданное место, где можно найти будущего кинематографиста, ELLE вспомнил еще полдюжины примеров, когда режиссерское кресло по делу (прости, Мадонна!) занимали люди не соседних (сценариста, оператора, монтажера или актера), а вроде бы далеких от него профессий.

Режиссер: Питер Богданович

Профессия: кинокритик

Всем синефилам синефил, Богданович заводил многословный формуляр на каждый из фильмов, которые смотрел тысячами, устраивал ретроспективы Орсона Уэллса и Джона Форда в Нью-йоркском музее современного искусства и сочинял колонки для Esquire — пока не взял пример с писавших для Cahiers du Cinéma Годара и Трюффо и не подался в режиссуру сам. С ходу заработав две номинации на «Оскар» (выдающимся дебютным фильмом «Последний киносеанс»), снимает Богданович — правда, с меньшим успехом — без малого полвека спустя.

Режиссер: Майкл Крайтон

Профессия: писатель

Единственный творец широкого профиля, чьи работы одновременно возглавляли рейтинги самых популярных фильмов («Парк Юрского периода»), телепередач («Скорая помощь») и книг («Разоблачение») США, двухметровый выпускник Гарварда прославился целым рядом литературных бестселлеров (суммарный тираж — свыше 200 миллионов копий), но успел попробовать себя и в режиссуре. Его главная удача — умеренно успешный sci-fi-вестерн «Мир Дикого Запада», через восемь лет после смерти Крайтона ставший нашумевшим шоу HBO.

Режиссер: Антон Корбейн

Профессия: фотограф

Заработав — и тысячу раз подтвердив — репутацию главного рок-фотографа всех времен (снимавшего артистов в диапазоне от Дилана и Уэйтса до Metallica и Бьорк, а для U2 и вовсе ставшего пятым участником группы), плодовитый голландец переключился сначала на видеоклипы (для Nirvana и Depeche Mode, Coldplay и тех же U2), а затем и на игровое кино. Его режиссерское резюме украшают уже четыре полнометражных фильма, включая «Американца» с Джорджем Клуни и «Самого опасного человека» с Филипом Сеймуром Хоффманом.

Режиссер: Джон Карни

Профессия: рок-музыкант

Вопреки распространенному мнению, Карни дебютировал в режиссуре аж за декаду до выхода великого инди-мюзикла «Однажды», но это не отменяет первую строчку его биографии: в начале 1990-х Джон играл на бас-гитаре в популярной ирландской рок-группе The Frames (бессменным фронтменом которой является заработавший за «Однажды» песенный «Оскар» Глен Хансард). Приятно, что не изменяющий музыкальной тематике Карни не сбавляет ход: его последний фильм «Синг Стрит» — один из лучших в уходящем году.

Режиссер: Чед Стахелски

Профессия: каскадер

Сделав себе имя в трагических обстоятельствах (Стахелски доигрывал роль своего друга Брэндона Ли, погибшего во время съемок «Ворона»), Чед исполнял или дирижировал трюки в десятках голливудских блокбастеров, но определяющей в его резюме оказалась работа дублером Киану Ривза (в фильмах в диапазоне от «На гребне волны» до «Матрицы»). Непредвиденный хит «Джон Уик» с Ривзом в титульной роли и его выходящий в феврале сиквел гордо составляют всю текущую фильмографию Стахелски-режиссера.

Режиссер: Джулиан Шнабель

Профессия: художник

Состоявшихся художников в режиссуре особенно много — тут уместно вспомнить и Сэм Тейлор-Джонсон с суперхитом мирового проката «50 оттенков серого», и Стива МакКуина с награжденной самым главным «Оскаром» драмой «12 лет рабства». Но самым заметным на обоих фронтах остается 65-летний Шнабель, пионер неоэкспрессионизма и постановщик картин вроде «Пока не наступит ночь» и «Скафандр и бабочка» (последняя принесла ему приз Канн и оскаровскую номинацию).

Режиссер: Том Форд

Профессия: дизайнер

Не обделен вниманием все еще новой для себя индустрии и привыкший одевать первых леди, агентов 007 и поп-звезд спаситель Gucci, не так давно удостоившийся второй по важности премии Венецианского кинофестиваля — Гран-при жюри. Дебютный фильм Форда «Одинокий мужчина» сделал оскаровским номинантом Колина Ферта, второй — «Под покровом ночи» — вышел только что и оказался несколько противоречивее, но в таланте кинематографиста-самоучки убеждает не менее выразительно.