В минувшее воскресенье в Торонто были объявлены имена победителей 42-го TIFF - главного кинофестиваля Северной Америки, давно и по делу слывущего точкой отсчета, с которой начинается предметное обсуждение очередного призового сезона. Самая престижная фестивальная награда носит название People's Choice Award и уже довольно давно является одним из вернейших индикаторов оскаровской погоды: восемь из девяти последних триумфаторов TIFF номинировались впоследствии на «Оскар» в категории «Лучший фильм», а три («Миллионер из трущоб», «Король говорит!» и «12 лет рабства») в ней выигрывали.

Таким образом, вчерашняя победа третьего фильма Мартина МакДоны - черной комедии «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури», неделей раньше награжденной еще и призом за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале, - делает его как минимум соискателем главных «Оскаров». Автор «Залечь на дно в Брюгге» не торопился с ответом на вопрос, был ли его великий дебют случайностью, но все указывает на то, что его стоило дождаться: ни один из показанных в Венеции и Торонто фильмов не был встречен настолько единогласным одобрением.

Торонто 2017: доброе утро, «Оскар» фото [1]
«Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури»

Помимо МакДоны (на счету которого уже имеется оскаровская номинация за сценарий «В Брюгге»), на признание академиков всерьез претендуют исполнительница главной роли - раздавленной, но не убитой горем матери, решающей бросить вызов властям родного города, - Фрэнсис МакДорманд (у которой в свою очередь уже есть «Оскар» лучшей актрисе за «Фарго») и сыгравший одного из миссурийских копов Сэм Рокуэлл (немыслимым образом остающийся без единой номинации). Не верите традиционно прозорливым канадским зрителям - посмотрите трейлер (в российском прокате фильм обещают в феврале).

Фестивальное «серебро» досталось еще одной черной комедии «Я, Тоня» - рассказанной Крейгом Гиллеспи («Ларс и настоящая девушка») истории американской фигуристки Тони Хардинг, которую хорошо помнят все, кому за тридцать, но не сыгравшая ее Марго Робби (искренне полагавшая, что сценарий фильма - художественный вымысел). «Бронзу» прибрал к рукам итальянец Лука Гуаданьино («Большой всплеск») со снятой у него на родине мелодрамой «Позови меня своим именем» о летнем романе подростка (Тимоти Чаламет, «Интерстеллар») и мужчины постарше (Арми Хаммер).

Торонто 2017: доброе утро, «Оскар» фото [2]
«Позови меня своим именем»

Оба фильма имеют определенные основания претендовать на те или иные награды - особенно хвалят Робби, чья бесстрашная физическая трансформация может сделать ее одной из конкуренток МакДорманд в споре за «Оскар» лучшей актрисе, и Хаммера, в свою очередь готового сразиться с Рокуэллом за статуэтку лучшему актеру второго плана. Потихоньку набирает очки и австралийский вестерн «Милая страна», сначала награжденный специальным призом в Венеции, а теперь и жюри TIFF (справедливости ради, играющим в Торонто даже не вторую, а третью скрипку).

Решают все на TIFF зрители, из года в год голосующие за будущие хиты вроде «Операции «Арго», «Джуно», «Игры в имитацию» или «Ла-Ла Ленда», и критики, именно в середине сентября составляющие первые информированные рейтинги фильмов, о которых мы все будем разговаривать в ближайшие полгода. В этом смысле не на что жаловаться и оставшимся без призов, но собравшим хорошую прессу «Форме воды» Гильермо дель Торо, «Ферме «Мадбаунд» Ди Рис, «Игре Молли» дебютировавшего в режиссуре Аарона Соркина, а также актерским бенефисам Гари Олдмана («Темные времена») и Джейка Джилленхола («Сильнее»).

Вполне вероятно, что в их спор за «Оскар» лучшему актеру может вмешаться и Джеймс Франко, блеснувший по обе стороны камеры в показанном в рамках программы «Полуночное безумие» (и награжденном одним из ее призов) «Горе-творце» - фильме о съемках знаменитого своей никудышностью трэша «Комната». Но вникать в отдельно взятые оскаровские гонки мы начнем, когда отгремит козыряющий новыми работами Вуди Аллена и Ричарда Линклейтера 55-й Нью-Йоркский кинофестиваль. До возвращения традиционной рубрики ELLE «Дорога к «Оскару» остался ровно месяц.

Торонто 2017: доброе утро, «Оскар» фото [3]
«Горе-творце»