Топ-10: лучшие режиссеры Голливуда

Сегодняшний именинник Мартин Скорсезе и еще девять авторов, оспаривающих звание лучшего в Голливуде прямо сейчас

Сегодня, 17 ноября, день рождения отмечает Мартин Скорсезе — голливудский классик, в дежурном порядке именуемый величайшим из ныне живых американских кинематографистов. Поздравляя своего любимого режиссера с 73-летием, кинокритик ELLE выяснил, кто из современных голливудских постановщиков может составить ему конкуренцию. (В расчет шли только режиссеры, выпустившие за последние двадцать лет как минимум пять полнометражных — игровых или анимационных — фильмов, и их текущая форма: средняя оценка по 10-балльной шкале была выведена пяти последним работам каждого из авторов.)

#10 София Коппола

Средний балл: 8.0

Сильнейший аргумент: «Трудности перевода"

К тому, что лучший режиссер по фамилии Коппола больше не Фрэнсис Форд, пришлось привыкнуть довольно давно: пока постановщик "Крестного отца" и "Апокалипсиса сегодня" штамповал хорошие вина и так себе картины, его дочь выросла в сильного и самостоятельного автора — даром что ее лучшие работы по-прежнему не покидают систему координат "отцы, дети и голливудские нравы".

#9 Ричард Линклейтер

Средний балл: 8.2

Сильнейший аргумент: "Отрочество"

Известный своей исключительной стилистической всеядностью сын Техаса набрал угрожающую форму в последние годы, поставив гениальную точку в трилогии "Перед..." и претворив в жизнь один из самых оригинальных и амбициозных проектов в новейшей голливудской истории, смело (и, чего уж там, триумфально) замахнувшуюся на уровень Л.Н. Толстого хронику одного взросления.

#8 Пол Томас Андерсон

Средний балл: 8.2

Сильнейший аргумент: "Нефть"

Режиссер с репутацией нового Скорсезе (в том смысле, что интересных идей у него не меньше, чем формального мастерства — которого у него едва ли не больше, чем у самого Скорсезе), ПТА в последнее время, напротив, слегка сдал — хотя, кажется, сознательно. Как бы то ни было, с "Ночами в стиле буги", "Магнолией" и "Нефтью" в резюме Андерсон себе может позволить сильно больше, чем очень многие.

#7 Квентин Тарантино

Средний балл: 8.4

Сильнейший аргумент: "Убить Билла"

Объективный спад Тарантино беспокоит куда больше — как бы они ни восхвалял собственную фильмографию, после грандиозной дилогии "Убить Билла" каждый ее пункт впечатляет немного — или существенно — меньше предыдущего. Однако коммерческая привлекательность Квентина сильна как никогда, а его поклонники в режиссера верят, несмотря ни на что (особенно в преддверии его первого полноценного вестерна "Омерзительная восьмерка").

#6 Дэвид О. Расселл

Средний балл: 8.4

Сильнейший аргумент: "Мой парень — псих"

Сложно поверить, что всего несколько лет назад Расселл был знаменит в основном тем, что однажды почти подрался со снимавшимся у него Джорджем Клуни. С тех пор режиссер успел убедить Голливуд в том, что Дженнифер Лоренс выше "Голодных игр", Брэдли Купер сильнее "Мальчишников в Вегасе", а Роберт Де Ниро все еще великий актер (в процессе приведя к законным "Оскарам" Кристиана Бейла, Мелиссу Лео и все ту же Лоренс).

#5 Кристофер Нолан

Средний балл: 8.6

Сильнейший аргумент: "Начало"

Раз за разом подтверждая прилипшую к нему славу зануды и "технаря", невозмутимый английский визионер следует по стопам не Стивена Спилберга, но Майкла Манна: якобы чрезмерная бесстрастность Нолана, как правило, более чем компенсируется его режиссерским интеллектом и работой с актерами — чего стоит незабываемый выход Хита Леджера в роли Джокера или голливудский прорыв Тома Харди в "Начале".

#4 Сэм Мендес

Средний балл: 8.8

Сильнейший аргумент: "Дорога перемен"

Сделав себе имя невыносимо красивыми трагедиями о двухэтажной Америке, Мендес заслужил место в этом списке одной "Дорогой перемен" (кто бы мог подумать, что реюнион Лео и Кейт окажется еще более душераздирающим, чем их роман на борту "Титаника"?), но по-настоящему блеснул в амплуа постановщика бондианы: и "Координаты "Скайфолл", и "СПЕКТР" принадлежат к числу самых неотразимых фильмов в полувековой истории франшизы.

#3 Дэвид Финчер

Средний балл: 8.8

Сильнейший аргумент: "Зодиак"

Ювелирная, аптекарская, хирургическая манера Финчера сделала его идеальным режиссером разномастных экранизаций, будь то увлекательный pulp fiction "Девушки с татуировкой дракона" и "Исчезнувшей" или библиотечная пыль "Зодиака". Выбивается из этого ряда разве что бедовый (хотя и оскароносный) "Бенджамин Баттон" — ну так и у Скорсезе, если что, был свой "Кундун".

#2 Мартин Скорсезе

Средний балл: 9.2

Сильнейший аргумент: "Волк с Уолл-стрит"

Сегодняшний именинник остановился в считанных шагах от вершины — не потому что теперешняя форма Скорсезе оставляет желать лучшего (ничего подобного — хоть куда оказались и адресованный детям 3D-аттракцион "Хранитель времени", и без пяти минут хоррор "Остров проклятых"), а потому что даже "Оскар", с тридесятой попытки доставшийся Марти за "Отступников", не делает их лучше, чем озолоченный годом позже мрачный шедевр "Старикам тут не место".

#1 Итан и Джоэл Коэны

Средний балл: 9.4

Сильнейший аргумент: "Внутри Льюина Дэвиса"

Феноменальную форму, набранную братьями Коэн, проигнорировать навозможно: пять великих фильмов подряд - цифра, не снившаяся ни Скорсезе, ни Спилбергу, ни Копполе в его лучшие годы. Догнав и перегнав себя образца "Фарго" и"Большого Лебовски", Коэны увлеклись доработкой чужих сценариев ("Несломленный" Анджелины Джоли, "Шпионский мост" того же Спилберга), но совсем скоро вернутся под софиты с трагикомедией "Аве Цезарь".