Топ-10: лучшие женщины-режиссеры

Сегодняшняя именинница Кэтрин Бигелоу и другие женщины, доказывающие, что режиссура - не только мужское занятие

Сегодня, 27 ноября, день рождения у Кэтрин Бигелоу - первой и единственной женщины, награжденной режиссерским "Оскаром". Искренне веря, что декадами процветавшая в Голливуде гендерная дискриминация доживает последние дни, кинокритик ELLE выбрал десять женщин, чьи недавние успехи за камерой не менее значительны, чем последние достижения Мерил, Шарлиз или Марион перед ней.

№10 Анна Боден

Тихая американка обошла таких маститых режиссеров, как Агнешка Холланд, Клер Дени, Лоне Шерфиг и Джоди Фостер, но не поднялась выше десятого места, поскольку свои главные достижения - такие, как "Сахар" или "Это очень забавная история", - Анна привыкла делить с партнером Райаном Флеком. Зато она, подобно Коэнам или Содербергу, не только снимает, но и монтирует собственные фильмы.

№9 Ники Каро

Пойдя по стопам своей соотечественницы Джейн Кэмпион (давненько не напоминавшей о себе постановщицы и оскароносной сценаристки "Пианино"), новозеландка Каро приводила к номинациям на "Оскар" 13-летнюю на тот момент Кишу Касл-Хьюз (за "Оседлавшего кита") и Шарлиз Терон с Фрэнсис МакДорманд (за "Северную страну"), а теперь снимает Номи Рапас в роли Марии Каллас.

№8 Лиза Холоденко

Имеющая украинские корни Холоденко провела в Голливуде четверть века (она была стажеркой на съемках "Ребят с улиц" и дебютировала в режиссуре в 1998 году), но имя себе сделала сравнительно недавно - выдающейся (и номинированной на четыре "Оскара") трагикомедией "Детки в порядке" и не менее впечатляющим мини-сериалом HBO "Что знает Оливия?"

№7 Николь Холофсенер

Проведшую детство на съемках фильмов Вуди Аллена и считающую себя ученицей Мартина Скорсезе уроженку Нью-Йорка стоит любить хотя бы за то, что во всех ее фильмах (вроде "Обаятельной и привлекательной" и "Ненужных вещей") снималась Кэтрин Кинер, а в лучшем из них, "Довольно слов", играли еще и телевизионные титаны Джулия Луис-Дрейфус с Джеймсом Гандольфини.

№6 Келли Райхардт

Одним из самых интересных, без уточнения пола, американских режиссеров последней декады хочется назвать Райхардт - скупую на слова постановщицу, которую не напугать ни вестерном ("Обход Мика"), ни экотеррористами ("Ночные движения"). На очереди - ее уже третья коллаборация с Мишель Уильямс, покорившая "Сандэнс", TIFF и Лондон драма "Несколько женщин".

№5 Андреа Арнольд

Впервые заявив о себе выигравшей "Оскар" короткометражкой "Оса", англичанка Арнольд удостоилась с тех пор трех (!) призов жюри Каннского кинофестиваля, двух премий BAFTA и одного ордена Британской империи, сняв как минимум пару выдающихся фильмов: "Аквариум" с малоизвестным тогда Майклом Фассбендером и совсем недавнюю "Американскую милашку", где не бесит даже Шайа ЛаБаф.

№4 Сара Полли

Фильмография режиссера Полли насчитывает всего три пункта, но, что называется, всем бы такую: ее дебютная картина "Вдали от нее" едва не заработала "Оскар" для Джули Кристи, в "Любит / Не любит" приличным драматическим актером оказался даже Сет Роген, а глубоко личный для канадки проект "Истории, которые мы рассказываем" - одна из мощнейших документальных лент последних лет.

№3 Сюзанна Бир

В разные годы лучшие фильмы именитой датчанки удостаивались "Оскара" ("Месть") и голливудского ремейка ("Братья") - вот только у нее самой в Голливуде получалось мало что (провалилась даже "Серена" с Дженнифер Лоренс и Брэдли Купером). На выручку Бир, как это теперь принято, пришло кабельное ТВ - работа над "Ночным администратором" сделала ее первой женщиной-режиссером, в призовой копилке которой имеются "Оскар", "Золотой глобус" и "Эмми".

№2 София Коппола

Первая американка, номинировавшаяся на режиссерский "Оскар" (за гениальные "Трудности перевода"), София ограничилась тогда статуэткой за лучший сценарий и остается на виду и дюжину лет спустя - заработав за это время еще и венецианского Золотого льва (за "Где-то") с лаврами лучшего на свете режиссера по фамилии Коппола. В следующем году выйдет ее новый фильм "Обманутый" - вестерн с Эль Фэннинг, Николь Кидман и Кирстен Данст.

№1 Кэтрин Бигелоу

Но место, заработанное в голливудской иерархии Бигелоу, все же уникально: работая с начала 1980-х, она успела запомниться фильмами в диапазоне от культовых ("На гребне волны") до идеальных ("Цель номер один"), а ее победа на "Оскаре" стала исторической по целому ряду причин - вроде той, что главным конкурентом "Повелителя бури" Кэтрин был самый кассовый фильм всех времен, снятый ее бывшим мужем.