Сегодня, 29 ноября, исполняется 60 лет Джоэлу Коэну — старшей половине братского тандема режиссеров и сценаристов, ответственных за несколько величайших фильмов последних 30 лет. В который уж раз их пересмотрев, кинокритик ELLE выбрал десять лучших фильмов Джоэла и Итана.
№10. «Просто кровь» (Blood Simple), 1984
Дебютный — и сразу незаурядный — фильм Коэнов безотлагательно познакомил с их специфическим чувством юмора и одним из любимых сюжетов (муж нанимает частного детектива, чтобы доказать неверность жены, последствия оказываются непредсказуемыми), в том или ином смысле предвосхитив оба главных триумфа братьев, «Фарго» и «Старикам тут не место».
№9. «О, где же ты, брат?» (O Brother, Where Art Thou?), 2000
Сатирический квазимюзикл по мотивам гомеровской «Одиссеи» подарил миру единственный в истории саундтрек, награжденный премией «Грэмми» в категории «Альбом года», и дал старт «трилогии идиотов», исполненной у Коэнов Джорджем Клуни. Ее продолжение, к слову, уже не за горами — в 2016 году Клуни появится в одной из главных ролей в комедии «Аве, Цезарь!»
№8. «Бартон Финк» (Barton Fink), 1991
Первая крупная артистическая удача Коэнов — награжденная тремя главными призами Канн (опять-таки, в первый и в последний раз) едкая драма, в которой титульный нью-йоркский драматург (Джон Туртурро) пытается продаться Голливуду, а радушный страховой агент (Джон Гудман) оказывается, кем же еще, Сатаной. На дворе, если что, 1941 год.
№7. «Серьезный человек» (A Serious Man), 2009
Отчасти автобиографическая и преимущественно гениальная черная комедия о евреях, еврействе и вообще мироустройстве — один из тех фильмов, которые никого не сделали звездой (хотя карьера Майкла Стулбарга после «Серьезного человека» пошла в гору) и ничего не выиграли, но испытание временем выдерживают лучше, чем иные общепризнанные шедевры.
№6. «Фарго» (Fargo), 1996
Долгожданный и неотвратимый прорыв Коэнов в мейнстрим — как никогда смешная и безжалостная комедия о жадности, глупости и всем из этого вытекающем. Заработав Итану, Джоэлу и его жене Фрэнсис МакДорманд «Оскары», фильм не дает некоторым покоя и в 2014 году — одноименный, спродюсированный братьями телесериал выходит пока на удивление дельным.
№5. «После прочтения сжечь» (Burn After Reading), 2008
Обманчиво легкомысленный фильм, в котором голливудские суперзвезды во главе с Клуни и Питтом оттягиваются в ролях имбецилов, ударил под дых всего через полгода после оскаровского триумфа «Старикам тут не место» и впервые заставил задуматься о том, не являются ли Коэны важнейшими кинематографистами современного Голливуда.
№4. «Железная хватка» (True Grit), 2010
Главным коммерческим успехом Коэнов внезапно оказался этот вестерн с великим Джеффом Бриджесом и дебютанткой Хейли Стайнфелд, ставший второй экранизацией романа Чарльза Портиса. Одноименный фильм 1969 года принес «Оскар» Джону Уэйну, ну а не в пример более крутой коэновской версии пришлось ограничиться десятью номинациями — и 250-миллионными сборами.
№3. «Старикам тут не место» (No Country for Old Men), 2007
Еще одна образцовая, засыпанная призами адаптация выдающегося американского романа расставила в резюме Коэнов все точки над i: темы, поднятые в «Просто кровь» и «Фарго», раскрыты здесь во всех подробностях, самые эффектные из которых выпали на долю сыгранного Хавьером Бардемом и достойного места в бюро мер и весов душегуба.
№2. «Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis), 2013
Самый недооцененный фильм Коэнов — вероятно, потому что ему меньше года, а на его счету — всего две оскаровские номинации. Между тем, настолько совершенного фильма — в котором вечность притворяется нью-йоркской фолк-сценой накануне Дилана, а кота зовут так же, как Клуни в «О, где же ты, брат?» — братья еще не снимали.
№1. «Большой Лебовски» (The Big Lebowski), 1998
Энциклопедическое определение культового фильма, который можно и хочется разглядывать как звездное небо или Сикстинскую капеллу, — бесконечно. Один из самых незабываемых экранных образов возглавляет целый ряд достоинств написанного Коэнами сценария, цитирование который тысячам завсегдатаев Лебовски-фестов видится отдельным — и тоже бесконечным — удовольствием.