Сегодня легендарному режиссеру исполняется 76. Вспоминаем «Челюсти» и другие самые успешные картины Стивена Спилберга.
№10 «Поймай меня, если сможешь»
(Catch Me If You Can), 2002
Именно Спилберг (на пару с Мартином Скорсезе, чьи «Банды Нью-Йорка» вышли несколькими днями ранее) напомнил миру о том, что Леонардо Ди Каприо — не только утонувший с «Титаником» герой прикроватных постеров, но и серьезный драматический актер. Эта основанная на невероятной, но реальной истории детективная трагикомедия стала вторым за полгода хитом режиссера.
№9 «Особое мнение»
(Minority Report), 2002
Спилберг давно наловчился снимать камерные (по его меркам) драмы, чуть ли не параллельно занимаясь постпроизводством блокбастеров. Его победный дубль 16-летней давности остается, однако же, единственным в своем роде: вольную экранизацию рассказа Филипа Дика возглавлял сам Том Круз, искавший возможность сработаться с классиком на протяжении целой декады.
№8 «Близкие контакты третьей степени»
(Close Encounters of the Third Kind), 1977
Ранний Спилберг в лучшем виде — задающийся важными вопросами, но не забывающий о визуальном совершенстве, пронзительный, но не пошлый, да еще и сделавший голливудского актера из Франсуа Трюффо. Однако душа фильма — это, конечно, Ричард Дрейфусс, получивший главную роль благодаря упрямству и последовательной дискредитации конкурентов (нашептывая режиссеру, что «у Пачино нет чувства юмора», а «Николсон сумасшедший»).
№7 «Инопланетянин»
(E.T. the Extra-Terrestrial), 1982
Еще одна незабываемая история об инопланетном разуме — на сей раз в лице обаятельного уродца, повсеместная любовь к которому сбила «Звездные войны» с шестка самого кассового фильма всех времен («Инопланетянин» в этом статусе продержался вдвое дольше — свыше декады). Вдохновленный разводом родителей Спилберга, «E.T.» стал классикой семейных просмотров для нескольких поколений.
№6 «Спасти рядового Райана»
(Saving Private Ryan), 1998
Заработавшую Спилбергу режиссерский «Оскар» военную драму запомнили благодаря феноменальной открывающей сцене — и тому, что титульного героя сыграл Мэтт Деймон. За минувшие 20 лет «Спасти рядового Райана» процитировали десятки хороших (и не очень) фильмов, но как минимум по части высадки в Нормандии — и спасения Деймона — мэтра не переплюнул никто.
№5 «Индиана Джонс и последний крестовый поход»
(Indiana Jones and the Last Crusade), 1989
На этом — или повыше — месте подобных рейтингов неизбежно красуется «В поисках утраченного ковчега», но идея предпочесть первому «Индиане Джонсу» третьего не такая уж и кощунственная. «Последний крестовый поход» — не особенно оригинальный, но в остальном идеальный сиквел, чей главный козырь — это, понятно, сэр Шон Коннери в уморительной роли отца Инди.
№4 «Список Шиндлера»
(Schindler's List), 1993
Окончательная и бесповоротная коронация Спилберга состоялась четверть века назад с выходом «Списка Шиндлера» — без малого 200-минутного черно-белого эпоса о Холокосте, заработавшего при этом не только груду «Оскаров» (включая самый главный и режиссерский), но и свыше 300 миллионов долларов. Так, не уронив лавры лучшего на свете массовика-затейника, Спилберг прослыл еще и штатным голливудским гуманистом.
№3 «Линкольн»
(Lincoln), 2012
Драматические фильмы Спилбергу удаются в лучшем случае через раз, но в случае с «Линкольном» он нечаянно напал на золотую жилу: изначально утвержденный на титульную роль и усердно к ней готовившийся Лиам Нисон внезапно дал задний ход, тем самым освободив Дэниелу Дей-Льюису дорогу к третьему «Оскару». Их со Спилбергом коллаборация — последняя веха в блестящих карьерах обоих.
№2 «Парк Юрского периода»
(Jurassic Park), 1993
За считанные месяцы до «Списка Шиндлера» послужной список Спилберга пополнился фильмом, продлившим его пребывание на троне короля бокс-офиса еще на пять лет: его же «Инопланетянина» в списке самых кассовых картин всех времен сменил революционный в смысле визуальных эффектов и неотразимый в целом блокбастер о посягнувшем на роль господа бога парке развлечений.
№1 «Челюсти»
(Jaws), 1975
Режиссерские работы Спилберга заработали в общей сложности 9,5 миллиардов долларов (что на три миллиарда больше, чем у Питера Джексона с его хоббитами), а из шести последних фильмов, являвшихся самыми успешными в голливудской истории, Стивен в ответе за три - включая сделавший ему имя и остающийся непревзойденным эскапистский триллер о терроризирующей тихий курортный городок акуле-людоеде.