В воскресенье в Торонто были объявлены имена победителей 44-го TIFF — главного кинофестиваля Северной Америки, ставшего точкой отсчета очередного призового сезона. Самая престижная фестивальная награда носит название People’s Choice Award и давно является одним из вернейших индикаторов оскаровской погоды: 10 из 11 последних триумфаторов TIFF номинировались впоследствии на «Оскар» в категории «Лучший фильм», а четыре («Миллионер из трущоб», «Король говорит!», «12 лет рабства» и «Зеленая книга») в ней выигрывали.

В 2019 году гран-при зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто достался «Кролику Джоджо» новозеландца Тайки Вайтити. И мало кто понимает, что по этому поводу думать. На первый (а также второй, третий и тридесятый) взгляд, фильм Вайтити не похож на хоть сколько-нибудь традиционную наживку для академиков. Эта уморительная, но провокационная сатира с Вайтити в комической роли Гитлера заработала обескураживающий (52/100) средний балл на Metacritic, разделив аккредитованную на TIFF прессу на два лагеря. Одни — например, критик ELLE — от фильма в восторге, другие им возмущены.

TIFF 2019: все без ума от Скарлетт (фото 1)

Самым популярным наездом в адрес «Кролика Джоджо» является параллель между фильмом Вайтити и трагикомедией «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, но, даже если признать ее отчасти справедливой, стоит напомнить, что «Жизнь прекрасна» стала хитом проката и выиграла три «Оскара». Случится ли что-то похожее — да еще и в теперешнем политическом климате — с «Кроликом Джоджо», вопрос открытый, но полные залы кинотеатров Торонто картина о немецком мальчике, чья мать (Скарлетт Йоханссон) прячет в доме еврейскую девушку, явно покорила.

Куда более очевидные и исключительно радужные оскаровские перспективы открываются по итогам Венецианского кинофестиваля и TIFF перед «Брачной историей» Ноа Баумбаха — душераздирающим, но тоже попадающим под определение «комедия» фильмом по мотивам пережитого самим режиссером развода. Удостоившись восторженной прессы и «серебра» Торонто, декабрьская новинка Netflix обязана заработать по оскаровской номинации изумительно сыгравшим главные роли Адаму Драйверу и королеве фестивальной осени Йоханссон.

TIFF 2019: все без ума от Скарлетт (фото 5)

Третье место на призовом пьедестале 44-го TIFF досталось давно вышедшим в российский прокат «Паразитам» Пона Джун-хо. Многое указывает на то, что обладатель «Золотой пальмовой ветви» Канн может пойти по стопам прошлогодней «Ромы» и выбиться в число соискателей главного «Оскара», несмотря на доселе непреодолимые препятствия (здесь: корейского языка, на котором говорят актеры). Что до статуэтки в переименованной категории «Лучший международный фильм», то тут «Паразиты» оторвались от конкурентов на несколько корпусов.

TIFF 2019: все без ума от Скарлетт (фото 7)

Составившие тройку призеров «Кролик Джоджо», «Брачная история» и «Паразиты» — не единственные хиты Торонто, билеты на которые расходились за секунды. На дополнительные показы нарвались детектив Райана Джонсона «Достать ножи», трагикомедия Фернанду Мейреллиша «Два Папы» и — больше одного раза — «Волны» Трея Эдварда Шульца. Об этом удивительном фильме желательно знать как можно меньше, поэтому ограничусь двумя фактами: он заставляет вспомнить «Лунный свет» и «Манчестер у моря», будучи пронзительнее их обоих, и должен претендовать на «Оскары» во многих категориях.

TIFF 2019: все без ума от Скарлетт (фото 9)

Упрочил свою заработанную в Венеции репутацию «Джокер» Тодда Филлипса — психологический триллер с Хоакином Фениксом, как и было обещано, стал духовным наследником главных коллабораций Скорсезе и Де Ниро (у которого тут небольшая, но ключевая роль), попутно намекнув на будущее адаптаций DC Comics. Как и «Кролик Джоджо», «Джокер» находится под огнем критиков, ставящих под сомнение его уместность в контексте повестки дня, но некоторые вещи налицо: Филлипс вырос в большого режиссера, а Феникс выбился в фавориты «Оскара» лучшему актеру.

TIFF 2019: все без ума от Скарлетт (фото 11)

Компанию Хоакину могут составить заждавшийся очередной номинации Том Хэнкс («Прекрасный день по соседству»), звезда превосходной гоночной драмы «Ford против Ferrari» Кристиан Бейл, а также Хью Джекман из ставшей непредвиденным фестивальным хитом трагикомедии «Безупречный» (ее русскоязычное название, возможно, еще изменится). Среди актрис блеснули Рене Зеллвегер («Джуди») и Синтия Эриво («Гарриет»), а вот Натали Портман («Бледная синяя точка») и даже Мерил Стрип («Прачечная») на повышенное внимание рассчитывать не стоит — их фильмы разочаровали.

TIFF 2019: все без ума от Скарлетт (фото 13)

До возвращения ежегодной рубрики ELLE «Дорога к «Оскару» остались считанные недели, а в самое ближайшее время подведение итогов 44-го TIFF продолжится первыми взглядами на его главные фильмы, от «Джокера» и «Кролика Джоджо» до «Брачной истории» и «Волн».