В воскресенье в Торонто были объявлены имена победителей 43-го TIFF — главного кинофестиваля Северной Америки, давно и по делу слывущего точкой отсчета, с которой начинается предметное обсуждение очередного призового сезона. Самая престижная фестивальная награда носит название People’s Choice Award и уже довольно давно является одним из вернейших индикаторов оскаровской погоды: девять из десяти последних триумфаторов TIFF номинировались впоследствии на «Оскар» в категории «Лучший фильм», а три («Миллионер из трущоб», «Король говорит!» и «12 лет рабства») в ней выигрывали.

Таким образом, очередным соискателем самого главного «Оскара» как минимум номинально является «Зеленая книга» — сольный дебют маэстро похабных комедий Питера Фаррелли («Тупой и еще тупее», «Любовь зла»), снявшего crowd-pleaser на злободневную тему расизма. В конкретном случае речь идет о трагикомедии по мотивам реальной истории непредвиденной дружбы — отправляющегося на гастроли по американскому Югу 1960-х черного пианиста (Махершала Али) и его телохранителя, живописного вышибалы из Бронкса (Вигго Мортенсен).

TIFF 2018: доброе утро, «Оскар» (фото 2)
«Зеленая книга»

На победу «Зеленой книги» указывало многое, но горячиться в этой связи не стоит: оскаровские шансы Али и Мортенсена по-прежнему выглядят более вескими, чем перспективы Фаррелли или фильма в целом. Цайтгайст в этом призовом сезоне могут представить и другие картины — вроде занявшей в голосовании зрителей второе место невыносимо красивой мелодрамы «Если Бил-стрит могла бы заговорить» в исполнении постановщика «Лунного света» Барри Дженкинса или дюжего триллера «Вдовы» от режиссера «12 лет рабства» Стива МакКуина.

TIFF 2018: доброе утро, «Оскар» (фото 4)
«Если Бил-стрит могла бы заговорить»

Условную бронзу 43-го TIFF заработала «Рома» Альфонсо Куарона, и вот это уже интереснее. Вкупе с Золотым львом Венецианского кинофестиваля и восторженным хором прессы (к которому после поездки в Торонто готов присоединиться и кинокритик ELLE) это признание делает оскаровскую кампанию фильма неизбежной. И хотя интимная черно-белая драма без единого узнаваемого лица и с субтитрами — вроде бы не самая традиционная наживка для академиков, репутация и мастерство мексиканского классика — активы, которые не стоит недооценивать.

TIFF 2018: доброе утро, «Оскар» (фото 6)
«Рома»

Тем более не стоит списывать со счетов и два фильма, оставшиеся в Торонто без призов, но исправно нарывавшиеся на стремительные солд-ауты и заслуженные овации. «Человек на Луне» — блестяще исполненный байопик Нила Армстронга (Райан Гослинг на пике формы), доказывающий, что оскароносный режиссер Дэмиен Шазелл умеет снимать не только про джаз, а «Звезда родилась» — пронзительная музыкальная драма, демонстрирующая двойную угрозу, исходящую от Брэдли Купера (режиссера и актера) и Леди Гаги (актрисы и певицы).

TIFF 2018: доброе утро, «Оскар» (фото 8)
«Человек на Луне»

Кроме Гослинга, Купера и Гаги, на оскаровские номинации могут или должны рассчитывать Николь Кидман (не с «Разрушительницей», так с «Исчезнувшим мальчиком»), Лукас Хеджес (не с «Исчезнувшим мальчиком», так с «Бен вернулся»), Тимоти Шаламе и Стив Карелл («Красивый мальчик»), Кэри Маллиган («Дикая жизнь»), Мелисса Маккарти («Сможете ли вы меня простить»), примерно кто угодно из актерского ансамбля «Бил-стрит» и даже, чем черт не шутит, Кристен Стюарт («ДжейТи ЛеРой»).

TIFF 2018: доброе утро, «Оскар» (фото 10)
«ДжейТи ЛеРой»

Как никогда массивной была тень, которой навис над Торонто Netflix. Стриминг-гигант представил целую россыпь громких и (или) интересных проектов в диапазоне от той же «Ромы» до открывавшего фестиваль «Короля вне закона» и от докудрамы «22 июля» Пола Гринграсса до документальной ленты о Куинси Джонсе, снятой его дочерью Рашидой Джонс. Наряду с последней, свои дебютные фильмы представили на TIFF начинающие режиссеры Джона Хилл, Пол Дейно, Макс Мингелла и уже упомянутый Брэдли Купер.

TIFF 2018: доброе утро, «Оскар» (фото 12)
«Звезда родилась»

Наконец, отдельно хочется отметить канадского режиссера Джейсона Райтмана, подтвердившего свое возвращение в форму (см. «Талли») политической драмой «Главный кандидат» с Хью Джекманом в роли американского сенатора Гэри Харта (отчасти благодаря нему стали возможны Буш-старший, Буш-младший и Трамп) и проведшего свой традиционный live read (выразительное чтение классического сценария, которым в этом году стал «Клуб «Завтрак» в исполнении Джесси Айзенберга, Кристины Хендрикс, Аарона Пола и Ричарда Э. Гранта).

TIFF 2018: доброе утро, «Оскар» (фото 14)
«Главный кандидат»

До возвращения ежегодной рубрики ELLE «Дорога к «Оскару» остались считанные недели, а в ближайшие дни репортаж о 43-м TIFF продолжится первыми взглядами на главные фильмы фестиваля: «Человека на Луне», «Звезда родилась», «Рому», «Вдов» и «Бил-стрит».