Танцуй, пока молодой: лучшие роли Джона Траволты

Актер Джон Траволта 18 февраля отмечает юбилей - 60 лет. В Голливуде у Траволты репутация человека, не умеющего выбирать роли. Тем не менее, на фоне ряда провалов послужной список актера включает настоящие шедевры. Elle.ru - о самых значимых работах звезды

"Лихорадка субботнего вечера"

Фильм, десятый в карьере 23-летнего Траволты, стал первым и самым главным в его актерской судьбе. С "Лихорадки" началась всемирная эра диско, записанный группой Bee Gees саундтрек полгода занимал первое место в американском чарте, получил шесть "Грэмми" и попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый. Магазин в Бруклине, где трудился Тони Манеро, персонаж Траволты, стал туристическим объектом, а знаменитый белый костюм ушел с аукциона. Не кино, а настоящий культ.

"Бриолин"

Мало кому в Голливуде удавалось выпустить два равноценных суперхита подряд, да так, чтобы на века. Траволте удалось, причем и "Лихорадка", и "Бриолин" вышли с интервалом всего лишь в год. По большому счету "Бриолин" - редкая в своей успешности попытка сделать деньги на том, что уже выстрелило: это "Лихорадка субботнего вечера", только вместо диско тут рок-н-ролл. Кожаные куртки, белые носки, юбки-колокол и, конечно, танцы - антураж послевоенной Америки неожиданно пришелся к месту в конце семидесятых. Опять Bee Gees, опять платиновый саундтрек, и Траволта, отработавший все танцевальные номера.

"Городской ковбой"

Бог любит троицу; успех двух предыдущих фильмов окончательно закрепил "Городской ковбой", сбитый по привычному рецепту. Диско и рок сменило кантри, яркие костюмы - джинсовые рубахи и шляпы, но в целом "Ковбой" отличается от предшественников меньшей зрелищностью. Несмотря на это, зритель валом валил в кинотеатры, и в коммерческом отношении "Городской ковбой" оказался даже более прибыльным, чем "Лихорадка".

"Прокол"

Триллер Брайана Де Пальмы провалился в прокате, однако со временем вошел во всевозможные списки лучших фильмов в истории кино. Сделанная, как обычно у тогдашнего Де Пальмы, с реверансом в адрес Хичкока, эта политическая драма блестяще нагнетает тревогу. С "Прокола" для Траволты, заменившего по ряду причин в этой роли Аль Пачино, начался длительный период провалов и неуспеха.

"Уж кто был говорил"

Восьмидесятые Джон Траволта провел, объяснимо пытаясь вернуть себе утраченные позиции и пробуя разные жанровые варианты. Он снимался в фитнес-версии "Лихорадки"- комедии "Идеально", играл модников, похищенных КГБ для обучения своих агентов стилю ("Эксперты"), и, наконец, рискнул действовать напрямую. В 1984-м на экраны вышел сиквел "Лихорадки", "Остаться в живых", чудовищно провалившийся в прокате. Конец десятилетия принес Траволте относительный успех благодаря семейной комедии "Уж кто бы говорил". Далеко не шедевр, эта лента напомнила миру о вчерашнем кумире, дав возможность не уйти на дно совсем.

"Криминальное чтиво"

Квентин Тарантино был фанатом фильма "Прокол" (вот она, справедливость) и мечтал поработать с Траволтой. Тот, в свою очередь, был в восторге от режиссерского дебюта Тарантино "Бешеные псы". Их первая встреча оказалась в буквальном смысле исторической: квартира, которую снимал Квентин и куда он пригласил для разговора Траволту, была той самой, где в начале семидесятых жил сам актер, начиная покорять Голливуд. С помощью "Криминального чтива" списанный со счетов Траволта с блеском вернулся в высшую лигу.

"Без лица"

Первые несколько лет после феноменального успеха "Чтива" актер выбирал удачные проекты, как в тарантиновском духе ("Поймать коротышку"), так и в более традиционном - комедиях и боевиках. Отличных фильмов вплоть до 1998 года у актера было достаточно, но, пожалуй, наиболее успешным и ярким стал экшн Джона Ву "Без лица". Дуэль Траволты и Николаса Кейджа - да, было время, когда на Кейджа можно было смотреть без неловкости.

"Поле битвы Земля"

Апофеоз новой полосы неудач актера, вновь потерявшего нюх на правильные роли. К концу девяностых Траволта исчерпал кредит доверия, выданный тарантиновским шедевром, снимаясь в фильмах неплохих, но откровенно скучных ("Гражданский иск", "Генеральская дочь"). Свою страсть к сайентологии он давно мечтал выразить в кино и мечту, увы, осуществил, спродюсировав экранизацию одноименного романа Рона Хаббарда, основателя секты сайентологов. Сказать, что фильм провалился, значит ничего не сказать: 11 номинаций на антипремию "Золотая малина", девять из них "Поле битвы" выиграло. Сам Джон Траволта был номинирован как худший актер десятилетия. Спустя 14 лет лента смотрится смешно, и не более того, но в 2000 году вызывала всеобщее раздражение; недавние поклонники Траволты с удовольствием затаптывали его в грязь.

После "Поля битвы" актер умерил пыл и работает ровно, очевидно, решив, что лучше не рисковать. В итоге ни явных хитов, не громких провалов в его фильмографии последних лет не наблюдается. Можно выделить "Лак для волос", удачную попытку вновь сыграть на поле мюзикла, причем в женском платье. Есть смысл обратить внимание на боевик фабрики Люка Бессона "Из Парижа с любовью". В "серьезном" кино наивысшим достижением позднего Траволты стала драма "Любовная песня Бобби Лонга" (в российском прокате - "Любовная лихорадка"): крашеный в блондина, с сигаретой и потухшим взглядом его герой убедителен в компании юной Скарлетт Йоханссон. Это, пожалуй, все. В следующем году нас ждет криминальная драма "Готти", в которой актер сыграл легендарного гангстера Джона Готти. Вдруг случится чудо и Джон Траволта нас - в который раз - удивит по-настоящему?