20 февраля в российский прокат вышел фильм-участник основного конкурса Каннского кинофестиваля 2019 года «Свистуны» Корнелиу Порумбою. Эта картина — идеальный баланс развлекательности зрительского жанрового кино и интеллектуальности артхауса. Рассказываем подробнее, к чему готовиться при походе на эту картину в кино.

Кто такой Корнелиу Порумбою?

Порумбою — один из главных режиссеров румынской новой волны, доказавшей свою состоятельность как феномена в 2007 году, когда фильм режиссера Кристиана Мунджиу «4 месяцев, 3 недель и 2 дней» получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Впрочем, и до этого, в 2000-х, румынские режиссеры участвовали в престижных смотрах и получали награды сначала за короткометражки, а потом за полнометражное кино. В конце концов, еще в 2005 году «Смерть господина Лазареску» румына Кристи Пую победила в программе «Особый взгляд» на том же Каннском кинофестивале, где всегда рады интересным работам из стран, считающихся не центральной осью мирового кинематографа, а его периферией.

«Свистуны»: Как устроен фильм-участник Канн-2019, выходящий в российский прокат (фото 2)

Порумбою — сын бывшего футбольного судьи Адриана Порумбою, ставшего бизнесменом. Корнелиу выдержал два года учебы на факультете менеджмента в Экономической академии в Бухаресте и в 1999 году поступил в Национальный университет театра и кино «И. Л. Караджале», откуда выпустился в 2003-м. Выпускная короткометражка Порумбою «Поездка в город» получила вторую «Премию Кинофонда» в Каннах, а первый полнометражный фильм режиссера «12 часов 08 минут: К востоку от Бухареста» в 2006 году наградили «Золотой камерой» на Каннском кинофестивале.

«Свистуны»: Как устроен фильм-участник Канн-2019, выходящий в российский прокат (фото 4.1)
«Свистуны»: Как устроен фильм-участник Канн-2019, выходящий в российский прокат (фото 4.2)

Румынская новая волна — это как?

Румынской новой волне свойственны реализм, граничащий с натуралистичностью и напоминающий о документальном кино, минималистичность по технической части, ирония, чаще с горечью, абсурдизм и притчевость. Действие фильмов румынских режиссеров традиционно происходит в травматичное для страны время правления диктатора Николае Чаушеску, остававшегося у власти 34 года до расстрела в 1989-м, или после революции, свергнувшей его. При этом, как ни странно, работы режиссеров-румынов часто оставляют послевкусие оптимизма.

«Свистуны» Порумбою наследует этим традициям, но все же этот фильм гораздо ближе мейнстримным детективным драмам и абсурдистским комедиям, чем странному и не всегда понятному артхаусу. Если говорить языком ассоциаций, то «Свистуны» заставляют всплыть в памяти мини-сериал «Малыш Кенкен» Брюно Дюмона и французские полицейские комедии с Луи де Фюнесом.

«Свистуны»: Как устроен фильм-участник Канн-2019, выходящий в российский прокат (фото 6)

«Свистуны» — это о чем?

Сюжет фильма прост, потому что все самое лучшее в нем заключено в деталях. Хмурый бухарестский полицейский Кристи подписывается вытащить из тюрьмы повязанного с мафией бизнесмена, знающего, где спрятана внушительная сумма денег. Кристи решается на это, поддавшись страсти к роковой женщине Гилде, также связанной с бандитами. Чтобы дело выгорело, Кристи нужно отправиться на Канары, на остров Гомера, где он сможет выучить взятый на вооружение преступниками местный язык свиста сильбо, напоминающий пение птиц.

«Свистуны»: Как устроен фильм-участник Канн-2019, выходящий в российский прокат (фото 8)

Что особенного в «Свистунах»?

«Свистуны» — первый фильм Корнелиу Порумбою, который имеет все шансы понравиться широкой аудитории, не теряя в оригинальности и находчивости. В его основе — традиционный жанр детективов-нуаров со сложными лицами и обязательной фам-фаталь, переработанный в комедию абсурда и нелепости. Иногда кажется, что нуар — это то, как представляет свою жизнь полицейский-мечтатель Кристи, а комедийная составляющая — то, как его жизнь в действительности выглядит со стороны. Смесь этих составляющих сложилась в выдержанный баланс между интеллектуальным кино и аттракционом. Для синефилов Порумбою припас множество отсылок в Золотому Голливуду, для любителей деталей — совершенно настоящий язык свиста, охраняемый ЮНЕСКО, для желающих отдохнуть — с десяток хороших гэгов.

В пользу «Свистунов» говорит в первую очередь то, что фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, а также тот факт, что ленту закупили для проката не только в Европе, но также в США и Великобритании. Кроме того, один из сопродюсеров картины — Марен Аде, покорившая критиков своей режиссерской работой «Тони Эрдманн» в 2016 году, и это тоже знак качества.

«Свистуны»: Как устроен фильм-участник Канн-2019, выходящий в российский прокат (фото 10)