Стиль в фильме «Кольская сверхглубокая»: интервью с художником по костюмам Надеждой Зенковой

4 ноября в российский прокат выходит фантастический триллер Арсения Сюхина «Кольская сверхглубокая», рассказывающий о масштабном секретном объекте страны. (В этом году исполнилось 50 лет со дня начала бурения легендарной скважины, внесенной в Книгу рекордов Гиннесса как самое глубокое вторжение человека в земную кору). Но череда ужасающих и необъяснимых событий, возможно, приведет к гибели всего человечества... Как работать над костюмами в фильме, когда твои труды рвут, истязают и поливают искусственной кровью? И почему одежда — важный элемент для раскрытия характера персонажа?

ELLE Какими были ваши первые шаги после прочтения сценария? 

НАДЕЖДА ЗЕНКОВА Я стала внимательно изучать историю скважины — искала реальные фотографии станции, шахтеров, ученых. Однако фотографий по этой станции было немного. Действие картины происходит в середине 1980-х, поэтому я начала отсматривать фильмы того время, чтобы прочувствствовать атмосферу и цветовую гамму. В СССР мода все же отставала он западной, поэтому референтами послужили более старые американские ленты («Мужчина и женщина» (1966) и «История любви» (1970)) и советские (кстати, очень стильные) необходимого периода («Берегите мужчин» (1982) и «Вам и не снилось» (1980)).

С чего началась работа? Какие референсы вы использовали? Что послужило отправной точкой?

Поначалу мне хотелось сделать теплую вязаную историю для главной героини, которая отражала бы холодное время года и дух советского времени. В то время было много вязаных интересных вещей.  Но условия съемок диктовали свои правила. Мы снимали почти два месяца в павильоне: начинали летом, в жаре и духоте. А ведь актерам должно быть удобно и комфортно в костюме, он не должен отвлекать его от игры. Тем более в фильме много экшна, дубль-костюмов. Эти условия всегда влияют на создание образа, так как «технически» он тоже должен соответствовать определенным требованиям. 

Где вы брали одежду? 

Гражданская одежда главных героев в основном была куплена в обычных сетевых магазинах и доработана — перешита в соответствии с силуэтами игрового времени. 

Как много костюмов было сделано специально для фильма?

Для фильма создавались специально халаты ученых, так как необходимые мне по цвету и крою варианты я никак не могла найти. Плюс — желтые защитные костюмы, в которых герои спускаются в шахту. 

Военная форма основных персонажей дошивалась в Челябинске, так как в Москве ее не было в нужном количестве и размерах.  Вообще все костюмы — это грамотный микс современных и исторических элементов, аксессуаров, правильно подобранных по цветовой гамме. Мне было важно создать «советскую» картинку. И мне кажется это видно по цветам. Приглушенные, не кричащие оттенки в одежде: охра, терракот, олива, коричневый, бордо и синий джинс. Они очень располагают к себе, как бы уносят в прошлое и просто приятны глазу. Они делают наших персонажей «живыми» и «своими» в условиях подземной станции, которая, на контрасте, должна быть холодной и безжизненной. 

Что оказалось самым сложным? А что — самым необычным/интересным?

Самым сложным для меня было создание защитных костюмов. Я это делала впервые, с нуля. Очень многие вещи мне были непонятны и в новинку. Приходилось искать самой информацию в интернете, методом проб и ошибок дойти до утвержденного в итоге игрового костюма. К сожалению, у нас не было консультанта или какого-то технического наставника. И мне, как девочке, это было реально сложно. 

Расскажите про образы главных героев — Анны (эту роль исполнила актриса Милена Радулович) и Николая (Никита Дювбанов)? Как они характеризуют персонажей?

Аня-эпидемиолог, ученый, который некоторое время назад отошла от ответственной работы, так как потеряла мужа. Ее первое появление — состояние опустошенности, безликое, серое. Она потеряла себя, потеряла интерес к науке. В костюме это отражено цветами и формой, точнее бесформенностью и бесцветностью. Основной игровой костюм — в теплых оттенках, в нем есть жизнь. Она тот тип советского человека, который поездил по командировкам и имела возможность приобрести джинсы, аляску и тд. Нам эти вещи кажутся современными, но на самом деле их уже активно использовали в 1980-х. 

А Ани было три или четыре дубля-костюмов, с разной степенью фактуры. Для дублера, большего размера для каскадерских креплений, порезанные и тд.

Никита сыграл техника на станции. Проблема с Никитой была изначально только одна — он очень симпатичный. (Смеется.) Мне хотелось его немного «подпортить», сделать не таким сексуальным. Поэтому на экране он в безразмерном комбинезоне и советской футболке со спортивным кантом. Это, кстати, тоже находка из масс-маркета! А еще у него есть классный хэндмейд-пояс, который мы нашли на Авито. И непременно узнаваемый элемент — ластиковая советская олимпийка, она оригинальная и конечно не очень комфортная. Но выглядит красиво!