Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание

С чьей фильмографией стоит познакомиться поближе на выходных

Франция вызывает стандартный ряд ассоциаций: вино, багет, берет, Эйфелева башня, круассан, кино. Знаменитая французская новая волна до сих пор затмевает собой многие другие культурные достижения французов. Фильмы героев того времени — Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Жака Риветта, Клода Шаброля, Эрика Ромера и других — до сих пор вспоминают с придыханием, а синефилы смотрят презрительно на тех, кто не смотрел ключевые работы этого кинематографического течения. Сегодняшнее французское кино меркнет в тени вечных конкурентов по кинопроизводству — американцев, в начале XX века вырвавшихся вперед по части кинобизнеса благодаря постоянным европейским войнам. Тем не менее, именно оторванность от огромных денег во многом способствует самобытности нынешних французских режиссеров, среди которых много достойных творцов. Кинокритик Марина Аглиуллина выбрала для ELLE 10 французских режиссеров, с фильмографиями которых стоит познакомиться.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 1)
Жан-Люк Годар

Леос Каракас

Что смотреть: «Корпорация „Святые моторы“», «Любовники с нового моста», «Дурная кровь»

Каракас в лучших традициях французских кинематографистов начинал с походов во Французскую синематеку и кинокритических текстов в авторитетный журнал «Кайе дю синема», когда-то ставший колыбелью знаменитой французской новой волны. Неудивительно, что в фильмах Каракаса так сильно чувствуется влияние киноязыка главных действующих лиц той волны Жан-Люка Годара и Франсуа Трюффо, хотя с каждой новой картиной у Каракаса становятся все больше заметны проявления черт американской культуры, которая, впрочем, была в основе той же французской новой волны. Другие бросающиеся в глаза особенности фильмов Каракаса — находчивое чувство юмора и автобиографичность. Каракас — режиссер неспешный, между премьерами его работ может пройти от двух до десяти лет, что делает фильмографию Каракаса такой легкой для освоения за одни выходные.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 3)
«Любовники с нового моста»

Селин Сьямма

Что смотреть: «Портрет девушки в огне», «Девичество», «Сорванец»

Селин Сьямма — сейчас одна из самых обсуждаемых фигур французского кино и один из передовых его режиссеров. С самого начала режиссерской карьеры ее фильмы — исследование гендера, классовости и того, что значит быть женщиной в патриархальном обществе. Все эти темы — то, что сегодня находится на острие социальной повестки. При этом работы Сьяммы хороши не только тем, о чем они, но и тем, как они сняты: ее фильмам всегда свойственна выразительная и выверенная визуальность, умное использование цвета и мизансцены и способность говорить только изобразительными средствами без единого слова.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 5)
«Портрет девушки в огне»

Бертран Бонелло

Что смотреть: «Дом терпимости», «Сен-Лоран. Стиль — это я», «Ноктюрама»

Бертран Бонелло — музыкант, сценарист, режиссер и актер. Возможно, именно экспертиза в музыке, смешиваясь с кинематографическим видением Бонелло, способствует тому, что у режиссера каждый раз получается создать особое сложное эмоциональное напряжение на экране, сильное, но на вид бестелесное, как музыка. Бонелло не боится смешивать, казалось бы, несоединимые вещи: порнографию и искусство, эротику и протест, хоррор и расизм. В фильмах Бонелло чувствуется та степень оригинальности, распознав которую в человеке хочется непременно залезть ему в голову и понять, как же там все устроено.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 7)
«Сен-Лоран. Стиль — это я»

Гаспар Ноэ

Что смотреть: «Экстаз», «Вход в пустоту», «Необратимость»

Гаспар Ноэ родился в Аргентине, но с 12 лет, то есть с возраста, когда формируются взгляды на жизнь, живет во Франции. Он очень хорошо известен за пределами Франции и слывет провокатором, что отчасти правда, ведь наверняка он понимает, что его склонность к гиперреализму по части съемок секс-сцен и разговорам о наркотиках и темных сторонах человеческой натуры обязательно заставит кого-нибудь возмутиться. Если же отбросить ханжество, то нельзя не восхититься изобретательностью, с которой Ноэ обычно строит повествование и работает над визуальной стороной своих картин. Режиссер мастерски добивается нужного ему эмоционального отклика от зрителей, часто забывающих, что кино не обязано быть комфортным и что современное искусство часто ставит своей целью показывать нам нелицеприятную правду о человечестве.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 9)
«Необратимость»

Брюно Дюмон

Что смотреть: «Жизнь Иисуса», «Малыш Кенкен», «Камилла Клодель, 1915»

Пожалуй, самая известная работа Дюмона — мини-сериал «Малыш Кенкен», завоевавший аудиторию по всему миру остроумием, абсурдистским юмором и чудаковатостью в духе Дэвида Линча. Тем не менее, Дюмон при всем его чувстве юмора хорошо справляется и с социальной драмой, показывая свою способность к эмпатии и сочувствию к страдальцам и угнетенным. Кинематограф Дюмона разнообразен и многогранен и напоминает попурри, в котором, правда, не так легко сходу уловить, какие же известные песни сейчас звучат. Эти заимствования и постмодернистские переосмысления скорее вовлекают в мир режиссера, чем отталкивают и создают ощущение вторичности.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 11)
«Камилла Клодель, 1915»

Оливье Ассайас

Что смотреть: «Зильс-Мария», «Персональный покупатель», «Карлос», «Ирма Веп»

Еще один бывший автор «Кайе дю синема» Ассайас начинал как гострайтер сценариев для телешоу, которые снимал его отец-режиссер. Со временем амбиции и интерес к кино привели Ассайаса к созданию короткометражек, а потом и полнометражных фильмов. Ассайас равно любит европейское кино и кино азиатское, смешивая черты того и другого в собственных работах. Часто центральный персонаж картин Ассайаса — женщина в трудных обстоятельствах, в его героях и героинях почти всегда присутствует бунтарство, свойственное самому Ассайасу, с нежностью вспоминающему студенческие бунты в Париже 1968 года, а важным элементом сюжета могут быть фрагменты автобиографии режиссера.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 13)
«Ирма Веп»

Жак Одиар

Что смотреть: «Мое сердце биться перестало», «Дипан», «Братья Систерс»

Жаку Одиару, как и другим французским режиссерам, чужда идеология Вуди Аллена, выдающего по фильму в год. Одиар, считая, что ему еще далеко до мастера, предпочитает подолгу готовиться к новым съемкам. Зато у Одиара каждая картина стоит того, чтобы ее посмотреть. Одиару хорошо дается социальная драма и жанровое кино, которое, впрочем, у него тоже не лишено социального подтекста. Старания Одиара были по заслугам оценены и за пределами родной Франции: режиссер получал номинации на американскую премию «Оскар», британскую BAFTA, испанскую «Гойя» и «Берлинале», а в 2019-м выпустил свой самый подходящий американской аудитории фильм «Братья Систерс» с Хоакином Фениксом и Джейком Джилленхолом.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 15)
«Мое сердце биться перестало»

Андре Тешине

Что смотреть: «Когда тебе семнадцать», «Свидетели», «Сестры Бронте»

Французы систематически опровергают популярную у режиссеров мантру «в критики идут только те, кто сам не может снять кино», ведь многие здешние хорошие режиссеры начинают карьеру с текстов для «Кайе дю синема», и Тешине — еще один такой режиссер. В 19 лет Тешине уехал от родителей в Париж, чтобы посвятить себя кино, работал ассистентом Жака Риветта, в 1969 году снял свой режиссерский дебют «Полина уходит» и с тех пор выпустил около трех дюжин фильмов, один из которых — в прошлом году. В своих картинах Тешине склонен исследовать национальную французскую идентичность и сложность природы человеческих эмоций, его работам свойственны так тесно ассоциирующиеся с Францией элегантность и сексуальность.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 17)
«Когда тебе семнадцать»

Кристоф Оноре

Что смотреть: «Прекрасная смоковница», «Возлюбленные»

В 1990-х, выпустившись из Французской школы кинематографии, Оноре начал карьеру подросткового писателя, и в 1998 году его пьесу даже поставили на престижном Авиньонском театральном фестивале. Помимо романов и пьес Оноре, как и положено будущему французскому режиссеру, писал для «Кайе дю синема». Вскоре Оноре начал снимать короткометражки, а потом переключился на большое кино, которое у него часто продолжает его исследование ощущений, испытываемых в молодости. Нельзя не упомянуть, что Оноре несколько раз снимал у себя любимца женщин Луи Гарреля, а в 2008 вышла его драма «Прекрасная смоковница» с Леей Сейду, заставившая многих всерьез присмотреться к актрисе.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 19)

Лоран Канте

Что смотреть: «Класс», «Человеческие ресурсы», «Тайм аут»

В 2008 году драма Канте «Класс» стала первым за 20 лет французским фильмом, получившим главный приз на Каннском кинофестивале. «Класс» — сделанное в документальной стилистике игровое кино, исследующее французскую систему образования, классовость и миграционную политику. Работы Канте всегда сосредотачиваются на конфликте человека и системы и человека и группы людей. Для разговоров об этом он обращается в своем кино к довольно бытовым обстоятельствам: его сюжеты часто разворачиваются в процессе учебы и работы, и потому очень понятны любому зрителю, ведь мы все бывали в этих обстоятельствах.

Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание (фото 21)
«Тайм аут»