Самые долгожданные сиквелы

«Бегущий по лезвию 2049» и другие продолжения, которых ждали — и они последовали

На этой неделе в прокат выходит «Бегущий по лезвию 2049» — продолжение sci-fi-классики, в ожидании которого отдельные поклонники оригинала провели 35 лет. Отсчитывая часы, оставшиеся до премьеры фильма, кинокритик ELLE вспомнил другие сиквелы, которых пришлось подождать, и напомнил, стоило ли.

«Крестный отец 3»

(The Godfather: Part III), 1990

Время ожидания: 16 лет

Процент попадания: 60%

Оригинальный «Крестный отец» и первое из его продолжений оказались настолько совершенными (и, что совсем уж редкость, равновеликими) фильмами, что еще один сиквел был более или менее обречен на нелестные сравнения. Мало кто помнит, что в целом сносный финал гангстерской саги номинировался на семь «Оскаров» (включая самый главный), зато как забыть травму, нанесенную юной Софии Копполе (в последний момент заменившей Вайнону Райдер и нарвавшейся на две «Золотые малины»).

«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»

(Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull), 2008

Время ожидания: 19 лет

Процент попадания: 25%

Четвертого «Индиану Джонса» не получится списать в утиль по той простой причине, что итоговые сборы фильма в мировом прокате составили без малого 800 миллионов долларов — но покажите хотя бы одного поклонника оригинальной трилогии, который не ждал от Стивена Спилберга с Харрисоном Фордом (и великой Кейт Бланшетт в роли советской стервы) большего. Избавившись от Шайи ЛаБафа, франшиза планирует реабилитироваться еще одним, запланированным на 2020 год сиквелом.

«День независимости: Возрождение»

(Independence Day: Resurgence), 2016

Время ожидания: 20 лет

Процент попадания: 5%

Прошлогоднее продолжение самого успешного, за вычетом «Титаника», фильма-катастрофы всех времен вышло, как ни крути, катастрофическим. Мало того, что «Возрождение» не в пример глупее оригинала (тоже, прямо скажем, не «Соляриса»), так еще и собрал сиквел вдвое меньше (при вдвое большем бюджете) — что для привыкшего обновлять кассовые рекорды на завтрак, обед и ужин современного проката практически немыслимо. При этом у третьих «Людей в черном» все было в порядке, из чего напрашивается вывод: нет Уилла Смита — не надо и сиквела.

«Т2 Трейнспоттинг (На игле 2)»

(T2 Trainspotting), 2017

Время ожидания: 21 год

Процент попадания: 70%

Недавний реюнион команды, ответственной за успех одного из важнейших фильмов 1990-х, оказался триумфом фансервиса: поклонники «На игле» оценили ремейки песен из оригинального саундтрека, посмеялись над шутками для посвященных и смахнули сентиментальную слезу, а всем остальным до сиквела не было особого дела. Есть подозрение, что «Т2» стоило выпустить 15, 10 или хотя бы 5 лет назад — но режиссер обеих частей Дэнни Бойл был слишком занят трансформацией в голливудского демиурга.

«Трон: Наследие»

(Tron: Legacy), 2010

Время ожидания: 28 лет

Процент попадания: 60%

Противоречивую славу имеет второй «Трон», собравший все возможные козыри (замечательно состарившегося Джеффа Бриджеса, впечатляющие визуальные эффекты, превосходный саундтрек авторства Daft Punk) и как минимум технически превосходящий оригинал на голову (примерно как второй «Терминатор» — первого), но не ставший хитом бокс-офиса (хотя и провалом его 400-миллионные — больше, чем у второго «Дня независимости», — сборы не назовешь) и остающийся порядочно недооцененным.

«Безумный Макс: Дорога ярости»

(Mad Max: Fury Road), 2015

Время ожидания: 29 лет

Процент попадания: 100%

Последнюю серию постапокалиптической франшизы Джорджа Миллера многие назовут перезагрузкой, но к чему вдаваться в терминологию, когда речь идет о, вероятно, лучшем экшн-фильме всех времен и народов — что по-своему подтверждают и его полдюжины «Оскаров». За три декады, разделившие «Под куполом грома» с Мелом Гибсоном и Тиной Тернер и «Дорогу ярости» с Томом Харди и Шарлиз Терон, Миллер добился многого, но четвертый «Безумный Макс» — его magnum opus.

«Бегущий по лезвию 2049»

(Blade Runner 2049), 2017

Время ожидания: 35 лет

Процент попадания: ?

В истории кино есть сиквелы, которые зрели дольше (диснеевские «Фантазию» и «Фантазию 2000» разделяют 59 лет), но ни один из них не интриговал так, как продолжение канонического sci-fi-неонуара сэра Ридли Скотта. Амбициозная (185 миллионов, 163 минуты) работа канадца Дени Вильнева с его соотечественником Райаном Гослингом (это вам не ЛаБаф!) в роли преемника все того же Форда вовсю напрашивается на звание instant classic — и если сиквел его заслуживает, то это более чем оправдает 35-летнее ожидание.