Ровно год назад не стало Чедвика Боузмана. Его смерть — одна из самых болезненных потерь страшно расточительного на них прошлого года: голливудская карьера Чедвика толком не разменяла второй десяток, но успела оставить неизгладимый след. Вспоминая Боузмана, выбираем лучшие из его ролей и составляем их субъективный рейтинг — от хороших до великих.
№6
«Пятеро одной крови», 2020
В последнем фильме голливудского классика Спайка Ли у Боузмана небольшая, но ключевая роль Нормана — молодого командира отделения, состоящего из пяти афроамериканских солдат и выполняющего важную миссию во время Вьетнамской войны. Молодым Норман останется и много лет спустя, когда его постаревшие друзья вернутся во Вьетнам — за спрятанным в тамошних джунглях золотом и останками их падшего командира. Как следствие, появляется тут Чедвик во флэшбеках и галлюцинациях — включая одну из самых запоминающихся сцен фильма, предположительно заработавшую ему посмертную номинацию на приз актерской гильдии.
№5
«Маршалл», 2017
Третий в ряду сыгранных Боузманом исторических личностей, Тергуд Маршалл — еще один титан черной Америки. Будучи юристом, Маршалл выиграл 29 судебных процессов о гражданских правах, после чего стал первым афроамериканцем в Верховном суде (и оставался его членом на протяжении 24 лет, при Джонсоне с Никсоном и Рейгане с Бушем). Однако «Маршалл» — не байопик, а судебная драма, в фокусе которой — один-единственный процесс 80-летней давности, когда Тергуд не имел права говорить в суде, защищая своего клиента (Стерлинг К. Браун) устами белого юриста (Джош Гад). Роль Боузмана — эффективная комбинация интеллекта, эмоциональности и пуленепробиваемой целеустремленности.
№4
«42», 2013
Чедвик сделал себе имя этой — всего лишь третьей в его голливудской карьере — ролью иконы американского спорта Джеки Робинсона, ставшего первым черным атлетом в тамошнем профессиональном бейсболе. Робинсон сломал этот барьер, не прибегая к насилию и не реагируя на оскорбления, и Боузман сыграл его с симметричной — стальной — выдержкой, которая привлекла внимание марвеловских боссов, когда пришло время искать актера на роль Черной Пантеры. Здесь же, впрочем, налицо и отличавший Чедвика диапазон: сцена в туннеле, когда оставшийся наедине с собственными эмоциями Робинсон снисходит до их экзорцизма, в одночасье сделала его восходящей звездой.
№3
«Джеймс Браун: Путь наверх», 2014
Выписанные ему авансы Боузман вернул без промедления — в промахнувшемся мимо радаров, достойном куда большего внимания байопике «крестного отца соула» Джеймса Брауна. В отличие от «Маршалла» или «42», это биографическая драма со всеми остановками, от детских травм до запоздалых прозрений, и актер играет Брауна в разные — от подростковых до пенсионных — годы его жизни. Но если в этом Чедвику помогли гримеры, то все остальное — заслуга Боузмана, не только научившегося говорить, петь, танцевать и повелевать любой аудиторией, искусно копируя физическую мощь Брауна, но и вгрызшегося в его противоречивую, проблематичную природу.
№2
«Черная Пантера», 2018
Убедительно сыграв сразу трех стоявших над душой XX века афроамериканских гигантов, Боузман вскоре и сам стал иконой — калибра, сделавшего его смерть личной трагедией для целого поколения. Важность Черной Пантеры — может, и не первого, но единственного в своем роде черного супергероя — невозможно переоценить ни в социокультурном, ни в кинематографическом контексте. А роль Чедвика одновременно задумалась и усмехнулась над программной строчкой сценария («Хорошему человеку тяжело быть королем»): да, тяжело, но в преисполненном достоинства и харизмы исполнении Боузмана ничего, кроме восхищения, не вызывают ни король Ваканды, ни его героическое альтер-эго.
№1
«Ма Рейни: Мать блюза», 2020
Потеря Боузмана приобрела еще один горький оттенок, когда была обнародована его посмертная и, как оказалось, лучшая работа, в герметичной и душной адаптации еще одной пьесы выдающегося афроамериканского драматурга Огаста Уилсона. Украшение предыдущей Виола Дэвис (получившая за «Ограды» «Оскар») играет титульную роль всамделишной звезды блюза, но на первый план тут выходит вымышленный герой Боузмана — самоуверенный, словоохотливый трубач с большими амбициями и темным прошлым. Наиграв на пару десятков призов (за обидным исключением севшего в лужу «Оскара»), Чедвик разбил сердца дважды: сначала на экране, а затем — по итогам увиденного, главный из которых — масштаб таланта, которого лишился кинематограф.